Назад

Храм Воздвижения Креста Господня, село Лекарево

Храм

Статус: недействующий, на стадии восстановления 

Престолы: Воздвижения Креста Господня, Параскевы Пятницы, Власия 

Архитектурные стили: Ампир, Классицизм 

Год постройки: между 1812 и 1845

Архитектор: С.Е. Дудин

Координаты: 55.782591, 51.812312 

Молитвенный дом

Статус: действующий 

Престолы: Воздвижения Креста Господня 

Год постройки: 2007

Адрес: Республика Татарстан, Елабужский район, с. Лекарево

Координаты:55.783228, 51.812028 

Настоятель: игумен Гавриил (Лепихин)

Клир: иерей Роман Лепихин

Проезд: Проезд: Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 32 км после моста через Вятку повернуть налево по указателю «Лекарево». Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 6 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (выезжая из Елабуги по Окружному шоссе - на перекрестке с М-7 прямо) повернуть направо. Через 1,5 км на перекрестке в селе Лекарево — направо. Молитвеныый дом будет слева от дороги через 250 метров, после подъема в гору и через дорогу после Крестовоздвиженской церкви.

История:

Село Лекарево, первоначально называвшееся Стырово, расположилось на реке Анзирка (левом притоке р.Вятка), в 17 км от г. Елабуга. Село было основано во второй половине XVII века.

Первая деревянная церковь на селе была освящена еще в петровские времена, в 1708 году. В начале XIX века сельчане, как и жители многих других казенных деревень (в частности, села Кураково, ныне Менделевский район), были приписаны к Ижевскому оружейному заводу, а это означало, что вместо подушной подати они должны были отрабатывать на заводе до шестидесяти дней в году.

Каменный Крестовоздвиженский храм построен по инициативе выпускника Казанской духовной семинарии, священника Василия Гавриловича Лекарева, служившего здесь в 1798-1836 годах. Его дед, а также отец, Гавриил Семенов (1736-?), служили в этом приходе в 1770-1798 годах. Василий Гаврилович добился от руководства Ижевского завода выделения средств на постройку нового трехпрестольного каменного храма.

Проект церкви в 1812 году составил архитектор Ижевского оружейного завода Семен Емельянович Дудин. Он был учеником великого русского зодчего Андрияна Дмитриевича Захарова (1761-1811), который создал в Петербурге один из шедевров русской архитектуры — здание Адмиралтейства (1806-1823), собор в Кронштадте (1806-1817, не сохранился). По проекту Захарова Дудин построил в Ижевске в 1820-1823 годах одну из архитектурных жемчужин города — Александро-Невский собор. Многие его постройки в Ижевске считаются выдающимися памятниками архитектуры.

Церковь в Лекарево строилась долго, по мере поступления средств. В 20-е годы XIX века подрядчиками были елабужские купцы братья Новиковы, отстраненные за недобро-порядочность, — с этим и была связана задержка в строительстве. Отделочные работы осуществлял крестьянин князя Урусова из Нижегородской губернии Семен Иванович Копорулин. Кстати, подрядчики князей Урусовых Иван Кузьмич Калашников и его сын Иван возводили в 20-е годы XIX века Троицкую церковь в селе Большая Качка Елабужского уезда. Как видим, нижегородские церковные строители достаточно давно и основательно освоили глубинку Вятской губернии.

Приделы во имя святой мученицы Параскевы Пятницы и во имя святого мученика Власия были освящены в 1830 году, а главный престол — в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — только в 1845 г.

Крестовоздвиженская церковь в Лекарево представляет собой яркий образец классицизма. Выполнена на высоком художественном уровне, в ее композиции и оформлении виден почерк талантливого мастера.

В приход входили две соседние деревни: Большие и Старые Армалы.

В начале XX века приход села Лекарево считался в Вятской епархии одним из благоустроенных. Но с приходом к власти большевиков на православную Церковь воздвиглись неисчислимые гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпели на себе священнослужители и прихожане Крестовоздвиженского храма.

После событий октября 1917 года государственно-религиозные отношения в стране вступили в новую фазу своего развития. Их суть определялась нетерпимостью идеологии большевизма к религиозному инакомыслию. Декрет СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» стал программным документом религиозной политики нового государства, который декларировал невмешательство государства в дела церкви.

Последующие годы стали продолжением антирелигиозного натиска. Вопрос о Крестовоздвиженской церкви решался в октябре-ноябре 1933 года, когда было проведено шесть собраний местной партячейки ВКП(б), комсомольских активистов, членов колхоза «Власть Советов», учащихся школы I ступени, которые вынесли постановление о передаче культового здания под клуб.

В качестве аргументов в пользу этих решений выдвигались необходимость культурного учреждения, отсутствие богослужений, большие недоимки за церковь. Елабужский РИК 11 ноября 1933 года удовлетворил ходатайство и направил материалы в ТатЦИК. Однако верующие не согласились с таким ходом событий и обжаловали решение райисполкома сначала в ТатЦИКе, а потом и во ВЦИКе.

На заседании Секретариата ТатЦИКа 7 января 1934 года ходатайство Елабужского РИКа о закрытии церкви с. Лекарево было удовлетворено. После поступления жалобы в Президиум ВЦИКа последний 10 мая 1934 года отменил постановление и оставил церковь в распоряжении верующих.

Однако это решение не было выполнено: храм продолжал использоваться под склад зерна.

Понятно, что местная власть не заботилась о сохранности и ремонте этого сооружения и церковь по истечении времени пришла в негодность.

Община вокруг храма собралась в 2000-х годах, в 2007 году рядом с храмом начал функционировать молитвенный дом. Приписан к Спасскому собору города Елабуга.