Назад

"Массовое безверие порождает многие страшные пороки"

Слово насельника московского Сретенского монастыря иеромонаха Иова (Гумерова) в день празднования Казанской иконе Божией Матери

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю вас с праздником Казанской иконы Божией Матери, возлюбленные братья и сестры! Когда совершается торжество в честь Богородицы, будь то двунадесятый праздник или память чтимого чудотворного образа, на душе у нас радостно и тепло. Потому что Божия Матерь на протяжении всей истории Христовой Церкви являла нам Свою помощь. Никогда христиане, обращавшиеся к Ней, не оставались без помощи.

Сегодняшний праздник согревает нас теплом, надеждой и вместе с тем назидает, потому что все события, которые мы рассматриваем, учат нас тому, что безграничная любовь Божией Матери к нам и наша ответная любовь должны соединяться. Мы знаем, что икона, память которой мы сегодня совершаем, была явлена 8 июля 1579 года. Если проанализировать исторические события, то можно увидеть, что явление иконы произошло в бедственный час, то есть именно тогда, когда народу требовалась помощь Богородицы.

Уже прошло более четверти века после завоевания Казани. Многие татары были обращены в Православие, однако далеко не все делалось правильно, поэтому в городе произошел пожар, уничтоживший половину деревянных построек Казани, причем пострадали больше всего кварталы, где проживали христиане. Как мы знаем, пожары посылаются людям за их грехи и беззакония, поэтому мусульмане пытались увидеть в этом событии гнев русского Бога и надеялись, что после пожара многое изменится. Но Божия Матерь явила свою помощь, чтобы люди осознали свою греховность, покаялись и стали жить в благочестии, рассказывая другим о Христовой истине.

На пепелище, именно на том месте, где стоял дом стрельца Анучина, 9-летней отроковице Матроне трижды являлась Божия Матерь. Трижды, потому что после первого и второго явлений не было предпринято никаких шагов по исполнению воли Богородицы, хотя Матрона пыталась обращаться к священноначалию и архиерею. После третьего явления отроковица и ее мать сами отправились к пепелищу, чтобы найти икону. Образ они обнаружили на глубине около одного метра – обретенная икона сияла как только что написанная. Недалеко от места обретения находился приход, где служил священник Ермолай – будущий священномученик Гермоген. Мы дивимся тому, как Промысл Божий все дивно и премудро устраивает. Священник стал свидетелем чудес, произошедших после обретения иконы. Сначала прозрели два стрельца, а затем последовали и другие благодеяния Господа и Божией Матери, которые описал приходской священник.

Через некоторое время общественная жизнь уврачевалась, но пришла новая беда: на страну надвигались полчища иноплеменников – поляков и литовцев. Они хотели завладеть Русью и дошли до самой Москвы. Почему это произошло? Потому что не было единства и не было благочестия. Не было всего того, что привлекает благодать Божию и хранит страну от всяких тяжелых испытаний. Стольный град со своими святынями и храмами оказался в руках поляков и литовцев. И это было испытание – испытание благочестия, испытание преданности Богу и любви к Божией Матери, потому что первое ополчение, созданное для освобождения, потерпело неудачу. Причины неудачи – споры, расхождения во взглядах, отстаивание собственных интересов – личных или сословных.

И в это время в Нижний Новгород приходит грамота от патриарха Гермогена, которая, к сожалению, не сохранилась. Некоторые историки предполагают, что грамота пришла из Троице-Сергиевой Лавры, а не от патриарха, потому что тот находился в заточении. Но в любом случае на призыв защитить Русскую землю откликнулись знатные люди Нижнего Новгорода, священство и другие патриотически настроенные люди. На городском соборе очень ярко выступил Косьма, сын Мины (назван в честь великомученика Мины), который призвал людей проявить любовь к Отечеству и не жалеть себя. Кроме того, он предложил оценить имущество горожан и каждому пожертвовать одну треть на защиту Отечества – на покупку оружия, повозок и лошадей. Те, кто победнее, пожертвовали ополчению одну пятую, после чего войско отправилось освобождать Москву.

Я не буду пересказывать все исторические события – о них и так все знают, но хочу отметить, что 22 октября по юлианскому календарю (по нынешнему 4 ноября) был взят Китай-город. Именно поэтому празднование Казанской иконе Божией Матери приходится на этот день. Сам праздник был учрежден позже – при царе Алексее Михайловиче в 1649 году. Нужно сказать, что это был один из самых любимых народом праздников.

С тех пор прошло немало времени, а Божия Матерь по-прежнему ведет нас ко спасению и благочестию. Глядя на иконы Богородицы – Владимирскую, Смоленскую и Казанскую, мы вспоминаем о Небесном Отечестве и не забываем о земном, которое по слову святителя Филарета Московского, является предградьем града Небесного, в который мы все стремимся.

Но у людей опять проявились духовные недуги, опять распространились маловерие и корысть. Мы знаем, что в Синодальный период люди причащались всего несколько раз в год – самое главное таинство, которое нас хранит, спасает и наполняет благодатью, тогда не было главным в духовной жизни. Поэтому произошло новое потрясение: в ночь с 28 на 29 июня 1904 года икона была похищена, и, как потом показало следствие, уничтожена святотатцами. Как мы должны к этому относиться? С одной стороны, это печально, потому что Русская земля лишилась величайшей святыни, но, с другой стороны, нужно понять, что святыни мы теряем тогда, когда мы их недостойны. После смуты 1917 года мы утратили множество святынь – храмов, икон, мощей, потому что мы были их недостойны.

После кражи иконы произошло много трагических событий. Сильный русский флот и мощная русская армия потерпели поражения от японцев, а затем произошла первая революция. И с тех пор, в общем-то, беды не прекращаются. В 1941–1945 гг. Россия пережила страшную войну.

Уже семьдесят лет нет войн и границы наши надежны, однако если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что мы побеждены духовно и нравственно. Народ, который спасала Божия Матерь, оказался пленником. Самое печальное – это массовое безверие, которого не было во времена Смуты.

Тогда были соблазны, но и вера была такой, какой сейчас нет. А сейчас мы наблюдаем массовое неверие.

Епископ Пантелеимон (Шатов) в бытность свою смоленским владыкой поручил настоятелям храмов Смоленска каждый воскресный день отмечать, сколько верующих присутствует на Божественной литургии. Воскресенье – день Господень, и почти у всех выходной. Церковь нам предписывает в этот день посещать храм. А что выяснилось? Оказывается, только один процент жителей Смоленска (это русский город, а не Москва со смешанным населением) по воскресеньям ходит в храм. Смоленск – небольшой город, в нем проживает около 328 тыс. человек. Но только один процент посещает храм по воскресеньям! Задумайтесь и ужаснитесь. В других городах процент, возможно, еще ниже. Вот, что мы имеем. Массовое безверие.

Если подсчитать людей, считающих себя христианами и иногда посещающими храм, то, может, и пять процентов получится, но это все равно мало, потому что доля неверующих слишком большая – 95 процентов.

Массовое безверие порождает многие страшные пороки, например, наркоманию. Жители нашей страны потребляют 20 процентов мирового героина. Возможно, уже больше. В списке несколько сотен государств, а мы потребляем одну пятую. Ежегодно 70 тыс. наркоманов умирают от передозировки. Всего за год потребляется около 75 тонн героина.

Есть и другие пороки и язвы. У нас одна треть детей рождается вне брака. Это говорит о том, что блуд – тяжелый грех, который как кислота разъедает нравственную ткань души. Он охватил почти всю страну.

Также остро стоит проблема абортов. Согласно статистике в 2015 году произведено 880 тыс. абортов. Но на самом деле больше – около одного миллиона, потому что официальная статистика не показывает всех масштабов проблемы. Конечно, это меньше, чем в 1990 году, когда четыре миллиона убили, но все равно это очень много. Каждый год у нас убивают миллион невинных, чистых детей – разве это нормально? Они бы могли ходить в школу, в храм, и мы бы радовались, глядя на них.

Сейчас идет противоабортная кампания, и мне бы очень хотелось, чтобы вы ее поддержали. Это неправильно, если матери и так называемые врачи (я не могу назвать врачом того, кто убивает, ведь задача врача – лечить, а не убивать) убивают в год по миллиону детей.

Но мы не должны унывать, потому что являемся малым стадом, небольшим союзом православных христиан. Если мы явим благочестие, жертвенность, любовь к Богу, Божией Матери, к людям, к своему Отечеству своему, к близким, то сможем спастись. Нам надо молиться и подавать пример окружающим. Сейчас, к сожалению, мы не являемся достойным примером для окружающих, поэтому они не хотят походить на нас. Но унывать не нужно, потому что праздники Божией Матери – это праздники надежды. Давайте попросим Господа дать нам сил воспрянуть в очередной раз, чтобы увидеть духовные плоды. Чтобы увидеть нашу страну не поверженной и немощной, а цветущей, славной и спасающейся. 

Дата: 15 ноября 2016