Назад

Епископ Августин (Гуляницкий)

«Воскресное Чтение» 1862 г. № 15

Чадо, животом просливым не живи (Сир.40:29).

С церковной кафедры если слышится слово о нищих, то это слово — за них и в пользу их. В настоящем случае мы желаем сказать свое слово не прямо в пользу нищих. Не оскорбитесь, братие, началом слова нашего и не закройте слуха и внимания вашего, привыкших слушать здесь только глаголы мира и любви, только вещания милосердия и человеколюбия. Таже любовь к Богу и ревность о благе ближнего, которая в устах служителей слова Божия возбуждает слово за нищих, — таже самая любовь и ревность заставляет и нас, хотя не без глубокого прискорбия, предстать пред лице ваше с словом вразумления и обличения людей, делающих себя нищими.

Нельзя не видеть, братие мои, что между нищими очень, очень многие только прикрываются именем меньшей страждущей братии Христовой, в самом-же деле суть люди праздные и ленивые, боящиеся труда и работы, любящие праздность и покой, тунеядцы и бродяги в полном смысле слова, живущие и питающиеся именем Христовым, а в темноте своих углов, нередко совершающие такие дела, которые скорее достойны имени врага Христова — дела, о которых срамно есть и глаголати (Еф.5:12). Ах, как горько, как тяжело согрешают эти жалкие братия наши таким постыдным образом жизни! Какую жалкую участь готовят они себе в жизни будущей, не смотря на то, что, кажется, более всех надеются в ней для себя счастия и блаженства!!

Господь Бог, воззвавши человека к настоящей жизни, даровал ему известную долю сил, известную меру способностей для жизни. Чрез надлежащее развитие этих сил и правильное упражнение этих способностей человек и устрояет настоящую свою жизнь. Чем более и правильнее развивает кто свои силы и способности, тем более он устрояет земную жизнь свою истинно по-человечески. И наоборот: чем меньше кто трудится над своим развитием и усовершенствованием в жизни настоящей, тем меньше жизнь его походит на истинно человеческую. Правильное употребление телесных и душевных сил человеком в этой жизни имеет связь и с будущею жизнью. В слове Божием настоящая жизнь называется временем сеяния, а будущая — временем жатвы; в нем говорится, что в жизни будущей каждый получит по делом своим, восприимет мзду по своему труду. Это значит то, что судьба каждого из нас в будущей жизни будет соответствовать тому нравственному состоянию, до которого кто довел себя в жизни настоящей; что судьба эта будет не наградою только или наказанием, а первее всего — прямым и естественным следствием такого или иного образа поведения нашего в жизни настоящей.

Судите-же сами, братие, что делают после этого те люди, которые богодарованные им силы и способности оставляют не только без надлежащего развития и усовершенствования, а прямо почти без всякого употребления. Люди эти прежде всего оскорбляют и огорчают Господа Бога: взять от Господа дар, каков-бы он ни был, только во всяком случае дарованный единственно по любви к нам, которой мы не заслужили, и потом оставить этот дар в презрении и пренебрежении, скажите, не неблагодарность-ли это и бесчувственность к Дароподателю?! Люди эти согрешают, далее, против самих себя. Отеческая десница Божия дала им известные дары для их-же собственного счастья и блаженства, а они презрительно оставляют эти дары нетронутыми. Не значит-ли это прямо идти вопреки своей природе, вопреки собственной совести, дерзновенно попирая вечные законы бытия и жизни, положенные в нас Творцом всяческих? И, думаете, не преступна в очах Божиих такая странная беспечность, такая холодная и мертвая небрежность к собственному нашему духовному благу и счастию?

Нужно-ли говорить после этого, какой участи могут и должны ожидать себе подобные люди в грядущем веке? Христос Спаситель, изобразив людей этих под образом раба лукавого и ленивого, который, взяв от господина своего один талант, вместо того, чтоб, подобно другим рабам, пустить его в оборот и приумножить, только скрыл его в земле, т. е. оставил его без всякого употребления. — Христос Спаситель изрекает такой им суд в лице того-же раба: неключимого раба вверзите во тму кромешнюю, ту будет плач и скрежет зубом (Мф.25:24-30). Трудно-ли узнать в образе этих людей и в их евангельском первообразе — рабе неключимом — тех из наших нищих, о которых мы говорим теперь? К сожалению, если о ком, то преимущественно о таких нищих надо сказать, что они именно скрывают богодарованные им силы и способности в земле. Если кто, то, по преимуществу, они это — рабы лукавые и ленивые, взявшие от Господа своего известные таланты и потом не только не развившие и не приумножившие их, не только не приобревшие на них никаких прав и залогов на блаженство в жизни будущей, но и оставившие их без всякого употребления даже по отношению к жизни настоящей.

Не менее тяжко согрешают подобные нищие и против Христа Спасителя. В самом деле, не дерзко-ли, не богохульно-ли принимать на себя дорогое имя братии Христовой, и принимать именно с тою лукавою целью, чтоб этим божественным именем прикрыть свою леность, беспечность, распущенность, — чтоб обратить его в постыдное ремесло и низкий промысл?! Когда некоторые иудеи много мечтали и хвалились своим происхождением от Авраама, Иисус Христос отвечал им: если б вы были дети Авраамовы, то делали бы и дела Авраамовы. Когда затем теже иудеи сказали: мы — дети Божии, одного Бога имеем отцем, — Спаситель, указав им на то, что они не любят Его и не принимают Его божественного учения, которое Он принес от Отца своего, так продолжал с ними речь свою: Ваш отец — диавол… в нем нет истины… он лжец и отец лжи (Ин.8:33-45). Что сказал-бы Он и ныне и скажет некогда тем из именующих себя братиею Его, которые, святотатственно похитив себе это имя, сделали из него возглавие для своей праздности и часто безнравственности? «Если б вы были Моею братиею, то творили-бы и дела Мои: вы не прикрывали бы ложно Моим именем своих дел — темных и лукавых, — вы бы любили его, дорожили им, благоговели пред ним, — вы бы чествовали и прославляли его, а не злоупотребляли и промышляли им; нет, вы не Мои братия, вы дети не Отца Моего небесного, — вы братия и дети того, кто ложь есть и отец лжи: отойдите от Меня делающие беззаконие; Я никогда не знал вас! (Мф.7:23). Что иное скажет Христос Спаситель на страшном суде своем этой самозванной братии своей?

Согрешая против Господа, против Иисуса Христа, против самих себя, люди эти согрешают, наконец, против своих ближних — против того общества, в котором живут они. Люди живут в обществах для того, чтобы совокупными силами и взаимною помощию легче и удобнее достигать своего общего счастия здесь, на земле, и друг другу содействовать в нравственном воспитании себя в союзе церковном для получения блаженства там, на небе. Святой апостол Павел (1Кор.12:12-26) уподобляет общества христианские одному стройному составу тела человеческого, в котором много членов и все вместе составляют одно тело, — в котором если страждет один член, то с ним страждут и все, — в котором, поэтому, глаз не может сказать руке, голова ногам, вообще — один член другому: «ты мне не нужен»! По мысли апостола это значит, что как между разными званиями, сословиями и состояниями, так и между частными лицами в обществе — такая тесная и живая связь, что все они, как-бы ни казалось какое из них незначительным, все полезны, важны и необходимы для блага целого общества, подобно тому, как все члены необходимы для блага и здоровья тела человеческого. Таким образом, на каждом из членов общества, как-бы, повидимому, ни был он низок в своей доле, лежит непременный долг и священная обязанность — содействовать, по мере сил и возможности, общему благу. Как-же, значит, неблагодарны и как вредны для общества те люди, которые, пользуясь всеми возможными его услугами, средствами и силами для собственного блага, в свою очередь не производят ничего для его блага! А таковы именно все наши мнимые нищие. Это — такие члены общества, которых надо или благовременно отсекать, или благоразумно и искусно врачевать, чтоб они не заражали собою прочих членов общественного дела; — это — тунеядцы — не по праву питающиеся на счет трудов и плодов рук человеческих и взамен этого не дающие обществу ничего, кроме разве нравственно вредной заразы, разрушительных болезней и под. Образ жизни, который ведут эти люди, в сущности — не тоже-ли, что и воровство, только совершаемое под скромною формою нищеты и убожества и — что всего жалче, преступнее и опаснее — под святым знаменем имени Христова?

Мы говорили до сих пор о тех нищих, которые, будучи совершенно здоровы и способны к честному труду, по какому-то странному упорству, ничего не хотят делать и думают прожить свой век именем Христовым и подаяниями добрых людей. Мы видели при этом, как недобросовестно, как грешно и преступно поступают эти люди. Есть еще нищие другого рода, которые, по-видимому, имеют все основания и права для провождения нищенского образа жизни: это — слепые, хромые, немые, безрукие, безногие, вообще — разного рода калеки. Но, если подумать внимательнее, и эти люди не совсем невинны, когда оставляют все труды и занятия и пускаются по миру за подаяниями. Ужели в самом деле отсутствие в теле одного какого нибудь члена делает невозможными для человека труд и занятие и уполномочивает его на совершенное бездействие? Ты не имеешь, например, глаз? За то имеешь руки, способные к деятельности; сверх того имеешь тонкий слух и здоровые ноги. Не имеешь слуха и языка? Но у тебя есть глаза, руки и ноги. Не имеешь руки или ноги? Но остальные члены тела у тебя совершенно здоровы. Можно, кажется, не ленивому калеке, если б только он захотел, найти себе труд, выбрать себе занятие, сподручное ему по тем органам, какими он владеет. Если-же он, имея возможность и силу, слыша даже неоднократные призывы и побуждения к такому труду со стороны других, предпочитает, однако ж, хождение с сумою и выпрашивание подаяний, то он тяжко грешит и пред Богом и пред собою, и пред обществом.

Но да не подумает кто нибудь, братие, что мы хотим этим отнять у вашего благочестия любовь к милосердию, погасить в вас святую ревность к нищелюбию. Нет; мы знаем, что кроме мнимых нищих есть и истинные нищие и, что особенно жалко, бóльшая часть людей этих и трудиться не могут и просить стыдятся (Лк.19:3). Люди эти не носят за плечами нищенской сумы, не являются на улицах и под окнами, не стоят с простертыми руками на папертях церковных; — презримые и незнаемые никем, кроме Всевидящего и Всезнающего, в своих полуразрушенных хижинах, большею частию в скромном обществе своих несчастных семейств, они борются с горем и нуждою, с удивительным терпением переносят все роды скудости и лишения, и нередко доходят до последней степени бедности и нищеты, а сказать другим о своем горе они стыдятся; попросить у других помощи им совестно. Таким-то нищим да служит наше нищелюбие, а их так много, найти их везде так не трудно…

Что-же делать нам с теми нищими, о которых мы прежде говорили, которые только носят образ нищеты? Как ни худо делают эти люди, как ни вредны они в обществе, но худого сразу не исправишь; если начать обходиться с ними жестоко и презрительно, или — что всего хуже — если начать только смеяться и ругаться над ними, — они делаются еще упорнее, еще неисправимее и ожесточеннее. Так и грешно и бесполезно обращаться с ними. Не отказывая им в посильном подаянии, без которого они, по устарелой привычке, не могут обойтись, будем стараться, по возможности, исправлять и вразумлять их, представляя им при этом с одной стороны все невыгоды и неприятности, все безобразие и безнравственность нищенской жизни, всю великую ответственность за нее пред судом Божиим, а с другой стороны — все выгоды и приятности, всю нравственную красоту и заслугу пред Богом и людьми жизни честной, трудовой. Если-бы вразумляемый нами изъявил готовность оставить свой прежний нищенский образ жизни и только не умел взяться за дело (а таких есть немало), не знал, чем ему заняться, где приютиться, как устроиться и под., — наше дело разрешить это недоумение его, подать ему добрый совет, или же, если уж мы искренно желаем ему добра, помочь ему на первых порах своими собственными услугами и средствами. Только главное — будем действовать при этом единственно в духе кротости, снисхождения, терпения и любви. Аминь.

Дата: 24 августа 2017
Автор: Епископ Августин (Гуляницкий)
Источник: Азбука веры

Похожие новости