Назад

Речь казанского священника на Всероссийском съезде духовенства и мирян 1917 года

Речь казанского священника на Всероссийском съезде духовенства и мирян 1917 года

Выступление делегата от Казанской епархии протоиерея Павла Руфимского на Всероссийском съезде духовенства и мирян 3 июня 1917 года

Несмотря на множество произнесенных вчера по вопросу об отношении Церкви к государству горячих и, хочется верить, искренних речей, я до самого последнего момента оставался в глубоком смущении и сомнении. Дело в следующем. Когда я, имея по своим общественным обязанностям некоторое отношение к совету солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, как-то в беседе с последними сказал, что еду в Москву на Всероссийский съезд духовенства и мирян, то в ответ получил такого рода реплику: «наконец-то духовенство, может быть, выскажется прямо и откровенно, с кем оно пойдет рука об руку в постройке новой жизни нашей родины...»

И вот я сейчас стою здесь и думаю, что же скажу им?

Дорогие отцы и братья! Вчера и сегодня говорили здесь, что мы стоим у потока намечающейся новой жизни. Этот поток представляет из себя пока шумное и бурливое течение, готовое поглотить высшие ценности русской души... Но можем ли мы только ограничиться установлением факта этого болезненного процесса рождения новой жизни и той или другой идеологии по поводу этого явления? И другой вопрос: являясь в данный момент церковным Собранием, должны ли мы отойти в сторону от современных политических вопросов, или же так или иначе реагировать на них? Я убежден, что мы по тому и другому вопросу во второй их половине ответим: «да»!

Изыскивая средства лечения народной души, мы должны прежде всего разрушить ту стену, которая в силу особых условий русской исторической жизни, возросла между пастырями и мирянами и поселила со стороны последних к первым глубокое недоверие. Для этого мы должны смело, открыто, и громко сказать: «народ русский! мы сейчас с тобою, с тобою и дальше в жизни; к тебе несем евангельскую правду, во свете ее вместе с тобою будем строить жизнь нашей свободной родины...» Отцы и братья! говорят, что народ теперь болеет... Тем более оснований нам — духовным врачам — быть около него и с ним, ибо по слову нашего Спасителя — «не здоровые имеют нужду во враче, но больные...» Пусть нас не пугают слова: народ одержим идеей демократии... Демократия — это никак не идол, как некоторые здесь говорили; нет, это пробудившееся в душе нашего народа сознание человеческого достоинства, и нужно только радоваться этому: радоваться потому, что за этой зарей жизни последует расцвет ее...

Известия по Казанской епархии: С Всероссийского Съезда духовенства и мирян

Известия по Казанской епархии: С Всероссийского Съезда духовенства и мирян

Нам нет оснований опасаться за христианство в толще народной массы в виду того, что народ сейчас выявляет сильное тяготение к разного рода социалистическим учениям. Оставим ученым книгописцам устанавливать соотношение идеологии социализма с мировоззрением христианства; мы будем опираться на бесчисленные факты жизни, свидетельствующие о наличности горячей и искренней веры в душе нашего крестьянина и рабочего—социалиста... Будем же около него и с ним, и сохраним и укрепим в нем эту веру, а если у кого под бременем тяжелой жизненной борьбы будет тухнуть этот путеводный огонек, то раздуем его... Здесь говорили, что Церковь должна быть вне партий политических... Да кто же об этом будет спорить? По слову апостола Павла: «всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22), и грудь Церкви открыта для исцеления и духовного отдохновения сердец всех верующих, к какой бы партии они ни принадлежали; все здесь найдут духовный приют, ласку и обновление в своей трудовой земной жизни... Но ведь мы — «тело церковное», пастыри и миряне — в тоже время и граждане земли родной, облеченные известными гражданскими правами и вытекающими отсюда обязанностями в отношении к Отечеству. И если мы имеем активное и пассивное право выбора в Учредительное Собрание, то никто из нас не в праве отмежевываться от современного политического момента. И подобно апостолу Павлу, заявлявшему в некоторых обстоятельствах своей жизни — «я Римский гражданин», — и мы громко скажем: «я свободный гражданин свободной русской земли»... А в таком случае нельзя говорить, как раньше, лукавя, говорили: «я только держусь партии Христа»... Мы знали по последнему 10-летию, что означали эти, по-видимому, смиренные слова; они служили только для заявления низкопоклонничества пред старым идолом, старым строем, низвергнутым отселе. Если же кто не хочет сейчас выявить свое политическое лицо, то пусть тот имеет мужество отказаться в настоящий момент начавшейся постройки жизни от своих гражданских прав хотя бы выбора в Учредительное Собрание.

300 лет тому назад церковный народ в разруху русского государства сказал: нужен царь... Прошло три века... И исполнилось слово Господа, сказанное о царе пророку Самуилу: «и возьмет царь к колесницам своим сыновей ваших, и дочерей ваших ко двору своему, и земли ваши и виноградники ваши отдаст слугам своим». И вот теперь мы, подобно древнему учителю христианскому — Тертуллиану, говорившему, что «христиане — это республика детей Божиих», твердо скажем: «у сынов и дочерей Православной Руси пусть будет и укрепится демократическая республика»...

 

Дата: 11 августа 2017