Назад

Святая Русь

Святая Русь

В Петропавловском соборе города Казани проходит выставка детских рисунков. Экспозиция посвящена празднику 1030-летия Крещения Руси. О творческом проекте рассказывают преподаватель изобразительного искусства воскресной школы Маргарита Кислова и Дарья Кислова.

Таинство Крещения – первый шаг, который делает православный человек в пространство Церкви и духовной жизни. Неслучайно оно стоит особняком от остальных церковных таинств, о нём особо сказано в Символе Православной веры. Таинство Крещения совершается лишь единожды, в нём душа очищается ото всех прегрешений и предстаёт перед лицом Бога в первозданной чистоте. Таинство Крещения – это ещё и обещание, которое мы приносим, обещание всеми своими помыслами и поступками стремиться к нашему Небесному Отцу, а значит, к святости, как к состоянию особой, постоянной близости к Богу.

Крещение Руси – это событие, которое коснулось духовной жизни не одного человека, ведь крещена была сразу целая страна, целый народ. Пусть процесс этот не был сиюминутным, он затянулся на достаточно долгое время, но мы с уверенностью можем сказать, что именно 1030 лет назад была рождена та самая Святая Русь, наследницей которой является наша страна. Святая Русь – не Русь, святая по определению; это Русь, принявшая на себя то «иго», которое «благо» и то «бремя», которое «легко есть», и пообещавшая на всем своём последующем историческом пути стремиться к святости.

988 год – именно тогда по холмам и низинам истории нашей страны началась виться та узкая тропка, которая призвана привести каждого из нас к Горнему Царству. Сколько подвижников, сколько святых прошло по ней, проторяя путь для нас и для тех, кто будет после нас. Все мы идем по этой тропе, чувствуя на себе их любящий и строгий взгляд. А если вдруг решим свернуть, выбрать дорогу широкую и не такую крутую, кто знает, как скоро зарастёт эта тропка сорной колючей травой?.. Нет, сколько раз ни пытались сбить с верного пути русский народ, сколько ни покрывали этот путь острыми шипами, но душа человеческая, которая «по природе христианка», слышит молитвенное пение и ищет присоединиться к тому великому крёстному ходу, в котором с 988 года идут вместе и святые, и грешники, уповая на помощь Божию.

Крещение Руси.… Прислушайтесь к этим словам! Каково это – крестить страну, крестить каждую душу, живущую в ней, каждую травинку в полях, каждый плод на ветвях, каждую иголочку в лесу… А главное – открыть возможность приобщиться к таинству крещения всем нам, живущим на расстоянии в 1030 лет от тех славных событий.

Готовили ли мы рисунки специально к выставке, посвящено 1030-летию Крещения Руси? И да, и нет. Создание всякой картины подобно поиску правильных слов для выражения того, что на душе у автора. Часть, я бы сказала, большая часть работ и вправду были приурочены к этой дате. Только вряд ли эти работы смогли бы случиться, если бы не было тех мыслей, тех слов, тех рисунков, которые им предшествовали.

Для нашей школы уже стало традицией выставлять не случайные рисунки, а организованно работать над выставочными проектами на определенную тему. К примеру, в этом учебном году мы подготовили такие выставки, как «100-летие интронизации Патриарха Тихона», «Новомученики и исповедники российские», «О святых и животных», «Цвет и свет Рождества», и др. В этих проектах принимают участие все ученики школы, каждому находится задание, соответствующее его возрасту. В нижнем храме Петропавловского собора регулярно проходят выставки, которые несут не только эстетическую нагрузку, но, пожалуй, в первую очередь, служат миссионерским целям. Так как при нашем храме существует Православное братство во имя святителя Николая Японского, мы пытаемся донести до детей мысль о том, что своими рисунками они вносят посильный вклад в миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви по отношению к прихожанам храма и гостям нашего города, которые посещают собор. На выставке, посвященной 1030-летию Крещения Руси, есть также несколько рисунков, которые принимали участие в региональном этапе международного конкурса «Красота Божьего мира», на них изображены сюжеты, связанные с историческим прошлым и настоящим Петропавловского собора, который в данный момент переживает непростой период реставрации. Нам искренне хочется, чтобы яркий и уникальный образ нашего родного храма не терял красок в глазах его прихожан и оставался в памяти туристов во всей своей цветущей красоте.

Этот учебный год выдался особенным для нашей воскресной школы. В течение его мы старались глубже понять, каково это, жить с Богом, доверять Ему, во всем уповать на Него. В этом году нам покровительствовали святые новомученики и исповедники Церкви Русской и святые царственные страстотерпцы. Мы сопереживали их судьбам, с ужасом и благоговением понимали, как близки они к нам во времени своей жизни, и как далеки мы от них в слабости нашей веры. Говорить с детьми о гонениях, насилии, ссылках и расстрелах – совсем не легко; но душе ребёнка, тонкой, прозрачной, взметающейся от всякого нового чувства, словно льняная занавеска из «Ста дней после детства» Сергея Соловьёва, понять, что за ними стоят бесконечная вера и надежда на Бога, любовь к Нему, к своим родным, любовь к близким и дальним – оказалось совсем не сложно.

При знакомстве со всякой новой темой, будь то жизнь и трагическая гибель царской семьи или история разрушенного храма, очень важно использование визуальных материалов, зачастую – даже реконструкция изучаемый событий в рамках творческого пространства. Так, например, на занятии с детьми мы занимались «реконструкцией» храмов и церквей, разрушенных при советской власти, для этого использовались черно-белые фото поруганных церквей, а недостающую часть зданий дети сами дорисовывали на кальке. В конце все храмы были объединены в одну больную композицию. Интересен также процесс создания работы «Алапаевск» Ариадны Сысоевой (была представлена на выставке «Подвиг новомучеников и исповедников» в нижнем храме Петропавловского собора). Ариадна решилась изобразить страшное место – шахту, где в мучениях скончалась царская семья. Они с папой серьёзно подошли к изображению леса: изучили уральскую флору по энциклопедии, после чего Ариадна нарисовала на заднем плане живописный зелёный лес… А потом, ничтоже сумняшеся, закрасила его чёрной краской, чтобы сияние святости загорелось над шахтой, а деревья оставила только в виде кроваво-красных контуров, напоминающих о принесённой жертве. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Создание всякой картины подобно работе переводчика, который стремится перевести не слова, не предложения, но образы и настроения, мысли и чувства. В этом смысле процесс работы над рисунком так же важен, как и конечный результат. Если бы у меня была возможность, был талант к письму, то к каждому из детских рисунков я бы прикладывала историю его создания. Работая над рисунком, ребёнок находится в состоянии постоянного диалога с собой, со своими мыслями, со своими руками, со своим творением. Иногда этот диалог бывает спокойным и гармоничным, иногда он полон споров и сомнений. Тот момент, когда картина закончена, это поворотная точка, в которой работа становится репликой автора, обращенной к зрителю, вызывающей на диалог уже не самого себя, но другого человека.

Каждая выставка, посвященная определенной теме, это созвучие голосов, каждый из которых ждёт, чтобы к нему прислушались. Рисунки на таких выставках оказываются крепко связаны между собой, но у каждого – собственное звучание, в каждом – особенные мысли и чувства. Приходя на такие выставки, общаясь с работами, зритель отзывается на них душой, задаёт себе новые вопросы и ищёт новые ответы.

Дата: 01 августа 2018