Назад

Открывается выставка «Невьянская икона»

15 сентября в Елабуге состоится открытие выставки «Невьянская икона». На выставке, которая пройдет в Выставочном зале Елабужского музея-заповедника, будут представлены предметы церковной старины из коллекции Свердловского областного краеведческого музея города Екатеринбург.

Впервые в городе будут выставлены иконы самобытной Невьянской иконописной школы, расцвет которой пришелся на пер. пол. XIX в. Кроме ознакомления с экспонатами, на выставке можно будет познакомиться с процессом создания икон. Выставочный проект Краеведческого музея является частью большого межмузейного проекта, который позволит привлечь внимание к сокровищам, которые хранятся в фондах музеев России. Одновременно с выставкой «Невьянская икона» в Екатеринбург отправится масштабная выставка «Дыхание эпоса» из Елабужского музея-заповедника, которая расскажет об особенностях национальной культуры жителей Татарстана.

Невьянск — небольшой город в Свердловской области, в котором в 1701 году появился один из первых на Урале металлургических заводов. В его окрестностях до сих пор проживает большое число старообрядцев. В их среде в кон.XVIII в. оформилась оригинальная иконописная школа. Сегодня работы невьянских иконописцев являются гордостью собраний многих крупных музеев России и частных коллекционеров. Одно из самых значительных собраний хранится в Свердловском областном краеведческом музее.

Выставочный проект «Невьянская икона» — это попытка рассказать о необычном явлении в уральском искусстве XVIII–XIX вв. —рождении самобытной иконописной школы. В это время на Урале было совершено множество потрясающих находок. Были обнаружены золотые месторождения, самоцветные россыпи, стали добывать изумруды. Именно отсюда отправлялись в европейскую Россию караваны, груженные самым качественным в мире металлом. Владельцы возникавших здесь огромных состояний не скупились, заказывая иконы для возводившихся храмов или домовых часовен.

Работы невьянских иконописцев поражают своим богатством, а вместе с тем, филигранной утончённостью и проработкой деталей. Впечатляет контраст между суровыми реалиями быта, окружавшего иконописцев, и воздушной легкостью, праздничностью их работ.

Древлего благочестия ревнители — так называли себя старообрядцы, авторы представленных на выставке икон, тщательно следовали русской традиции, сохраняя ее даже в мелочах: укладе быта, архитектуре своих жилищ и, конечно, одежде, которую так же можно увидеть на выставке.

Меднолитная пластика — посуда, иконы, кресты, свидетельствуют о том, что Урал в XVIII веке стал железным хребтом России, на котором ковалась мощь страны. Но одежда, металл, предметы быта, служат лишь канвой, которая окружает главный предмет рассказа — икону.

Дата: 14 сентября 2016