Назад
01 февраля в 20:30
Светлана
Путь скорбей — это путь нашего спасения. Почему же тогда в ектении мы просим: «избави нас от всякия скорби, гнева и нужды»?
admin572
06 февраля в 21:29
Вопрос: Здравствуйте! Долго ищу разъяснения и ответа на свой вопрос. Прошу, помогите понять и разобраться! Как учат нас Святые Отцы, путь скорбей — это путь нашего спасения. Чем больше скорбей, тем ближе человек к Богу. Кто терпит скорби во время земной жизни, тот будет радоваться в жизни вечной. Если у вас нет скорбей — значит Господь от вас отвернулся. Христос терпел — и нам велел. Но почему же тогда в ектении мы просим: «избави нас от всякия скорби, гнева и нужды»? И На молебнах к Божией матери — то же самое.
Спаси Господи!

Ответ: Ответ на главный вопрос, почему мы просим в прошениях на ектении избавить нас от скорбей, кроется в немощи человеческой. Даже зная, что не дает Господь испытаний выше наших сил, мы вновь и вновь умоляем Его избавить хоть от части земных испытаний.

Преподобный Амвросий Оптинский пишет:

«Молись поусердней Царице Небесной, святителю Николаю, Иоанну Воину и священномученику Фоке. Молитвы их сильны защитить тебя от чрезмерных нападений».

Что же касается скорбей и смысла их, хорошо пишет на этот счет преподобный Макарий Египетский:

Господь знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится, потому останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении. Ибо, если когда и малое приемлешь, для всех делаешься несносным и надмеваешься, то тем паче сделаешься нестерпимым, если дадут тебе один раз насытиться. Но Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога.

Божьи люди должны приуготовлять себя к борьбе и подвигу. Как мужественный юноша выдерживает борьбу и на удары, ему наносимые, ответствует ударами, так и христиане должны переносить скорби, и внешние и внутренние брани, чтобы принимая на себя удары, побеждать терпением. Таков путь христианства. Где Дух Святой, там как тень следует гонение и брань. Видишь, как Пророки, хотя в них действовал Дух, всегда гонимы были единоплеменниками? Видишь, как Господь, Который есть путь и истина, гоним был не иным народом, но своими. Свое племя – Израильтяне и гнали, и распяли Его. А подобное этому было и с Апостолами, потому что со времени Креста пришел Дух Утешитель и переселился в христиан, никто из Иудеев не был уже гоним, но одни христиане были мучениками. Поэтому не должны они изумляться этому, истине необходимо быть гонимой.

Не просто и то, что написано об Иове, как просил его себе сатана, потому, что ничего не мог сделать сам собою без попущения. Что же говорит дьявол Господу? Отдай его мне в руки, «аще не в лице Тя благословить» (Иов.1:11)? Так и ныне и Иов тот же, и Бог Тот же, и дьявол тот же. В то самое время, когда Иов видел себе помощь Божью, был ревностен и горяч по благодати, просит его себе сатана и говорит Господу: «поелику помогаешь ему и защищаешь его, служит Тебе. Оставь его и предай мне, «аще не в лице Тя благословит»?» Наконец, как бы по тому самому, что дума утешается, благодать отступает от нее, и душа предается искушениям. Поэтому приходит дьявол, наносит ей тысячи бедствий и безнадежность, отчаянье, лукавые помышления и сокрушает душу, чтобы расслабить ее и сделать далекой от упования на Бога. Душа же благоразумная и в бедствиях и в скорби не теряет надежды, но владеет, чем обладала, и что ни было бы ей нанесено, среди тысячей искушений, все претерпевая, говорит: «если и умру, не оставлю Его».

Душа же благоразумная и в бедствиях и в скорби не теряет надежды, но владеет, чем обладала, и что ни было бы ей нанесено, среди тысячей искушений, все претерпевая, говорит: если и умру, не оставлю Его."

Знайте же, возлюбленные братия, что, когда они готовят свои души стать (благодатной) землей для небесного семени, в это время враг поспешает посеять там плевелы свои. Потому-то вы и искушаетесь врагом и терпите многие скорби. Знайте также и следующее: если некоторые христиане, взыскующие Господа не от всего сердца, явно не искушаются сатаной, то (он делает это) тайно и прелестью своей коварно губит души людей, растлевая и отчуждая их от Бога.

Для того-то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролитие пота, чтобы явными соделались те, которые действительно от всего произволения и всеми силами даже до смерти любили единого Господа, и при таковой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного. Посему-то и по правде входят они в небесное царство, отрекшись от себя самих, по Господнему слову, и паче дыхания своего, возлюбив единого Господа, почему, за высокую любовь свою и будут вознаграждены высокими небесными дарами.
— с уважением, admin572