Назад

Храм Покрова Божией Матери, село Покровское (Сентяк)

Статус: действующий, в стадии восстановления

Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Ольги равноапостольной 

Архитектурный стиль: Эклектика 

Год постройки: между 1886 и 1890

Cайтpokrovski-sobor.ru

Адрес: 423621, Россия, Татарстан, Елабужский р-н, с. Покровское, ул. Прикамская, 28

Тел.: 8 917-267-64-89, 8 917-262-27-48

E-mail: prihod@pokrovski-sobor.ru

Координаты:55.703029, 51.715691 

Настоятель: иеромонах Михаил (Файзханов)

Проезд: Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 19 км после моста через Вятку повернуть направо по указателю «Покровское». Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 19 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (через 11 км после выезда на из Елабуги на М-7 через Окружное шоссе) повернуть налево. Далее через 2,5 км церовь будет слева от дороги вскоре после въезда в село Покровское.

История:

Несмотря на достаточно древнюю историю села Сентяк (другое название села Покровское), церковь в нем появилась относительно поздно, что, по всей видимости, было связано небольшими размерами поселения.

В «Настольной книге о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год» сообщается, что до постройки храма жители Сентяка относились к Крестовоздвиженской церкви села Лекарево, в котором приход был открыт в 1708 году путем выделения из прихода села Таниевского (Танайка). В Лекарево метрические книги велись с 1727 года и частично сохранились до наших дней. Если вернуться в прошлое, то можно представить картину тех далеких лет, когда в дни Великих праздников крестьяне села Сентяк тянулись вереницами в Лекарево, чтобы посетить богослужение и принять участие в церковных таинствах. Но в связи с ростом населения и с учетом достаточно большого расстояния до Лекарева (10 верст) возникла необходимость в постройке храма в селе Сентяк.

Закладка и постройка церкви были осуществлены в 1863 году. Это был деревянный храм, который в 1864 году был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь просуществовала около тридцати лет. «Ведомость за 1888 год» свидетельствует, что «церковь сия построена в 1864 году тщанием прихожан и сборным пожертвованием. Зданием деревянная на каменном фундаменте, с деревянною же колокольнею, ветха всем корпусом и не поместительна». В 1886 году была заложена, а в 1890 году полностью возведена новая каменная церковь, которая и сохранилась в полуразрушенном состоянии до наших дней. Старую деревянную церковь решено было не ломать, и она была продана в один из новооткрытых приходов Уфимской губернии.

Новый каменный храм состоял из холодного и теплого приделов. Главная, холодная часть, была освещена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теплый правый придел был освещен в четь Николая Чудотворца, а левый, в честь Святой Богоявленой Княгини Ольги. Метрические книги в приходе велись с 1864 года и сохранились в Национальном архиве Республики Татарстан до настоящего времени практически полностью.

Для небольшого села храм получился довольно большим и вместительным. Внешне он выглядел несколько грузным, объемным, а архитектурные формы были выполнены в стиле эклектики и стилизаторства.

С появлением собственного храма, освященного в честь Покрова Пресвятой Богородицы, у села Сентяк появилось и второе название — Покровское, которое село носит и в наше время.

Стоит отметить, что сооружение храма не обошлась без помощи известных меценатов елабужской земли — купцов Стахеевых. Официальные сведения подробно изложены в «Церковной ведомости за 1891 год»: «Церковь сия заложена 18 числа мая 1886 года и окончена постройкой в 1890 году. Построена благотворительностью Елабужских Потомственных Почетных Граждан Иоанна, Дмитрия и Николая Стахеевых. Зданием каменная с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: первый в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй в честь Святой Блаженной княгини Ольги и третий в честь Святителя Чудотворца Николая. Утварью достаточна».

После трагических событий октября 1917 года идеология большевизма вступила в непримиримую борьбу с церковью. На территории Елабужского района на 1926 год действовало 14 храмов, в которых служило около 30 священников. Но наступление воинствующих атеистов уже началось. Процесс закрытия храмов проходил в Елабужском районе крайне болезненно, как и по всей стране в целом. Власти искали любой повод для закрытия храма, начиная от неуплаты налогов, заканчивая нарушениями в ведении документации. В списках молитвенных зданий, находящихся на территории Елабужского района, составленном 1 сентября 1935 года, закрытие церкви в селе Покровском утверждено ТатЦИКом. В документе также указано, что колокола в количестве 8 штук общим весом 2728 отправлены в 1930 году в Набережные Челны.

Долгие годы в помещении Покровской церкви работал сельский клуб. Известно, что еще в 70-е годы XX века в бывшем храме проводились танцы. Точные даты существования клуба не уточнялись. Сохранилась фотография, где над боковыми дверями правого входа в храм «красуется» надпись «КЛУБ».

Последние десятилетия храм был заброшен и одиноко стоял на главной площади села Сентяк, полуразрушенный и оскверненный, но хранящий в себе память о былом величии. В книге «Республика Татарстан: памятники истории и культуры», вышедшей в 1993 году сообщается, что колокольня и купол у церкви утрачены. Создается впечатление, что эти важнейшие части храма утратились сами по себе, без внешней причины, как будто не было приложено внешней силы разрушения. И если храм числится в государственном своде памятников истории и культуры, то почему государство в лице Республики не оберегает свое историческое и культурное наследие? Не пытается хотя бы прекратить разрушение? Не говоря уже о восстановлении и полной реконструкции!

В 2008 году храм был возвращен Русской православной церкви.