Назад

Для христианина труд получает свой смысл, когда он благословлен Богом

«Для христианина труд получает свой смысл, когда он благословлен Богом»

Слово проректора по учебной части Казанской духовной семинарии иерея Александра Ермолина в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

В сегодняшнем воскресном чтении (Мф. 6:22-33) мы слышали призыв Спасителя: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25). Господь указывает нам на «птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26) и на полевые лилии, которые «ни трудятся, ни прядут», но так прекрасны, что и «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).

Как современному христианину, человеку, живущему в условиях общества потребления, понимать эти слова Спасителя? Значит ли призыв «не заботиться» то, что нам нужно оставить нашу работу, наши обязанности перед близкими, детьми, семьей и лишь уповать на волю Божию, при этом, ничего не делая самим?

У святителя Феофана Затворника есть прекрасная мысль что же значит «не заботиться»: «не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Она показывает, что человек на себя оперся, а Бога забыл, что упование на промысл Божий потерял, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами». То есть человек, который чрезмерно заботится о своем материальном благосостоянии забывает о Боге. И не случайно в этом же отрывке мы слышим слова Спасителя: «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [богатству]» (Мф. 6:24).

Святитель Филарет Черниговский так писал об этих евангельских словах: «заботы о земном тогда преступны в христианине, когда он ищет земного без мысли о промысле Божием. Тогда заботы его — заботы язычника, который не знал истинного Бога и не имел твердой веры в промысл Его».

Часто мы являемся свидетелями тому как христиан осуждают, приводя в качестве аргумента именно эти слова из Священного Писания, согласно которым, христианин, якобы, должен быть убежденным аскетом и вообще противником любой собственности. Особенно часто об этом говорят самые разные антиклерикалы. По отношению к этим людям прекрасно подходят слова Писания: «заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф. 22:29), потому что такое понимание противоречит не только букве, но и духу Писания.

Апостол Павел призывает христиан к труду: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4. 28) и он же пишет в одном из посланий: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10). Плоды от трудов принадлежат человеку: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (1 Кор. 9. 7-9).

Для христианина труд тогда получает свой смысл, когда он благословлен Богом и когда часть от его плодов употребляется на благое дело, а не только на удовлетворение эгоистических потребностей человека.

«Ищите... прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам», — сказал Спаситель (Мф. 6: 33) — этими словами завершается сегодняшнее чтение. И действительно, мы должны правильно расставлять приоритеты: сначала духовное, а потом земное. И, по слову Писания, это земное приложится нам.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!

Дата: 17 июня 2018