Назад

«Егда снисшед языки слия…», — О Дне Святой Троицы (Пятидесятнице)

В Pax Romana события Пятидесятницы поначалу прошли совершенно незамеченными. Но когда вчерашние рыбаки и сборщики налогов распространили Благую весть о Спасителе по всем городам Римской империи и даже далеко за её пределы, День сошествия Святого Духа на апостолов был оценён по-настоящему…

Значение и события Пятидесятницы

Пятидесятницу не случайно именуют также Днём Святой Троицы. Именно в этот день Бог окончательно явил себя миру.

Первое Лицо Святой Троицы – Бог Отец сотворил всё сущее, видимый (материальный) и невидимый (духовный) мир, живых существ и человека, как венец и квинтэссенцию своего творения.

Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын участвовало в восстановлении общения падшего человека с Богом. Восприняв человеческую природу, Он искупил её своими безвинными страданиями и смертью, преобразил её в воскресении и навечно приблизил к Божеству, вознесшись в Царство Небесное с человеческой душой и в человеческом теле.

И вот, наконец, в день Пятидесятницы Третье Лицо Святой Троицы – Бог Дух Святой, также исполнил свою часть божественного замысла о человеке. Сойдя на апостолов в виде огненных языков Он сообщил им ряд благодатных даров и возглавил мистическое тело Святой Церкви – того кусочка Царствия Небесного, которому суждено пребывать на земле до самого конца времён, когда наступит Страшный Суд и следующий за ним конец ветхого мира и переход к совершенно новому.

Церковь после сошествия Святого Духа навсегда перестала быть простым людским сообществом. И тогда, 2000 лет назад, и сейчас сам Дух Святой таинственно руководит Церковью, сохраняет для нас в неприкосновенности учение Христово и дарит благодатью тех из нас, кто твёрдо желает приобщиться к Истине. Вот почему Пятидесятница считается днём рождения Церкви.

Книга «Деяний святых апостолов» рассказывает нам о событиях в Сионской горнице, где ранее состоялась Тайная вечеря, а теперь на десятый день по вознесении Спасителя собрались апостолы, так: «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).

В это время в Иерусалим из всей Святой земли и остальных провинций Римской империи евреи собрались на праздник цветения и первых плодов, который отмечали на пятидесятый день после ветхой Пасхи. Кроме того, в городе во множестве присутствовали римские солдаты, торговцы и путешественники из других народов. Они были поражены одним из удивительных даров Святого Духа апостолам – умением говорить на языках иных народов: «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6).

Ряд толкователей Священного Писания считает, что глоссолалия («говорение языками») была дарована апостолам Богом специально для успеха распространения христианства в тех странах, куда им предстояло пойти с проповедью, а позже исчезла в Церкви, как выполнившая своё назначение.

В «Деяниях апостольских» также сообщается, что после вознесения Господа ученики Христовы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14), то есть в Сионской горнице их могло быть значительно больше двенадцати человек.

Интересно и само явление сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков – особого благодатного пламени. Его отождествляют с ежегодно повторяющемся в Иерусалиме чудом сошествия благодатного огня, который в первые минуты даёт свет, но не опаляет верующих.

Ветхозаветные корни Пятидесятницы

Новозаветные события праздника происходили ровно на пятидесятый день после Воскресения Христова. Но, как и у многих евангельских событий, у Пятидесятницы были свои ветхозаветные истоки.

Первоначально евреи отмечали особый праздник седмиц, который проводился через семь недель после начала жатвы: «Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве» (Втор. 16: 9). В этот день они приносили в жертву Богу жертву плоды первого урожая.

Спустя несколько веков праздник стали отсчитывать от ветхозаветной Пасхи и связывать с тем Заветом, который Моисей заключил с Богом на горе Синай после освобождения евреев из египетского плена. В то время, когда Господь даровал Моисею десять заповедей, Синай был покрыт цветущей зеленью, поэтому для иудеев Пятидесятница была праздником весны.

Подобно тому, как Пятидесятница в Ветхом Завете была напоминанием человеку о даровании ему Ветхозаветного законодательства, как пути, которым нужно следовать к Богу, новозаветная Пятидесятница также породила Церковь, как институт научения тому совершенному пути обожения, который проложил Спаситель и которым прошли Его апостолы.

Становление и особенности праздника

Празднование Пятидесятницы, как значимого события церковной истории закрепилось в церковной традиции с I века. Этот праздник вошёл в число Двунадесятых – двенадцати главнейших событий церковного года, воспоминаемых христианами помимо Воскресения Христова.

Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». Предваряет праздник Троицкая родительская суббота, когда Церковью установлено особое поминовение наших усопших близких, а следующий за Днём Святой Троицы понедельник посвящают чествованию Бога Духа Святого.

День Святой Троицы всегда приходится на воскресенье. Богослужения совершается духовенством в облачении зелёного цвета изображающем животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди и отличаются невероятной красотой. Вечером Троицкой субботы служится всенощное бдение с пением молитвы «Царю Небесный», а также читаются три паремии о схождении Святого Духа на праведников Ветхого Завета и пророчества о Его сошествии на учеников Христовых.

Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню, на которой поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа.

Епископ или священник читает семь особых молитв: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв священнослужители и прихожане стоят на коленях, так как начиная с Пятидесятницы устав разрешает поклоны, отменённые на предыдущий период ради Светлой Пасхи.

На утрене в храмах поют два канона Святой Троице, написанные великими православными гимнографами преподобными Космой Маюмским и Иоанном Дамаскиным.

В День Святой Троицы пол храма день устилается свежескошенной травой, а иконы и стены храма украшаются молодыми берёзками и пучками березовых ветвей. Также православные христиане в этот день стараются принести и подарить храму букет цветов, чтобы его поставили перед одной из икон, поэтому цветов в этот день тоже особенно много.

Отчасти эту традицию можно объяснить отсылкой к ветхозаветной Пятидесятнице, где всё цвело, а отчасти – к Мамврийской дубраве, где Троица впервые в истории человечества явилась праотцу Аврааму в виде трёх ангелов (как она изображена на иконе преподобного Андрея Рублёва).

Иконография Дня Святой Троицы

На иконах Пятидесятницы обычно изображают двенадцать апостолов. Причём одним из них является не предатель Иуда Искариот, а апостол Павел, который при этом событии не присутствовал. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на тех апостолов, которые когда-то находились в Сионской горнице, но и на каждого верного члена Церкви. Пустое место между апостолами Петром и Павлом напоминает нам, что Дух Святой всегда незримо присутствует в Церкви.

Часто вместе с апостолами на иконе изображают также Богородицу, а в тёмной нише – царя. Последний, согласно одному из толкований символизирует весь народ, к которому обращена евангельская проповедь, а согласно другому – царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди (Деян. 2) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей.

При этом, над апостолами обязательно изображают сходящего на них в виде огненных языков Святого Духа. Иногда языки пламени исходят из единого центра, где Дух Святой также изображён в виде голубя, отсылающего наблюдателя к событиям Крещения Господня, где Троица впервые в Новом Завете была явлена людям.

Дата: 26 мая 2018
Автор: Андрей Сегеда
Источник: Православие.фм