Назад

Храм бессребреников Космы и Дамиана, село Кураково

Статус: действующий

Престолы: бессребреников Космы и Дамиана, Трех Святителей, Владимирской иконы Божией Матери

Архитектурный стиль: ампир

Архитектор: С.Е. Дудин

Год постройки: между 1812 и 1819. 1841 — пристроены приделы.

Адрес: Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Кураково

Координаты: 55.982577, 52.355424 

Настоятель: протоиерей Виктор Стребков

Проезд: С автодороги Елабуга — Ижевск — Пермь через 22 км после объездной вокруг Елабуги повернуть направо по указателю «Енабердино, Кураково». Ехать по асфальту по направлению главной дороги около 3 км. Церковь будет слева от дороги.

История

Однопрестольный каменный храм построен в 1812-1819 гг. по проекту архитектора Ижевского завода Семена Емельяновича Дудина. В 1841 г пристроены два придела, освященные во имя Трех Святителей и в честь Владимирской иконы Божией Матери. Храм средних размеров.

Приход в селе Кураково был открыт в 1752 году по инициативе Конторы новокрещенских дел, для закрепления в православии удмуртов, марийцев и татар. В начале ХХ века среди прихожан было около 1900 удмуртов, 1600 русских, 1300 марийцев, 250 кряшен. Ныне существующая церковь — вторая по счету, построена на средства прихожан и Ижевского завода, к которому с середины XVIII века были приписаны крестьяне села Кураково. Приделы сооружены за счет прихожан. С конца ХIХ века службы в храме велись на языках четырех народов, к которым принадлежали прихожане.

В настоящее время ведется активное восстановление храма. Проводятся богослужения.

Архитектурное описание

Сельская церковь традиционной планировки. Выделяются: основной объем, над которым установлен полусферический купол, по обе стороны от него два одинаковых придела. Над входом — квадратная в плане двухярусная колокольня. Ампир.

Очерк истории Космо-Дамианского храма

Краткий очерк посвящен истории Космо-Дамианского храма в селе Кураково Менделеевского района РТ. Храм относительно неплохо сохранился до нашего времени – наполовину цела звонница, пока не обвалился свод центрального купола, но самое интересное, что почти целиком имеются церковные врата храмовой ограды, которые судя по фотографиям, могут еще и послужить.

До административной реформы 1922 года село Кураково находилось в Елабужском уезде Вятской губернии. У села и церкви интересная история, а среди священнослужителей оказались предки известного российского рода Невоструевых, а также представители духовенства, пострадавшие за веру в годы репрессий.

В настоящее время храм находится на территории Закамского благочиния Казанской епархии, и целью публикации служит желание автора привлечь внимание неравнодушных людей к проблемам утраты православного памятника и сохранения его для потомков.

В 33 верстах от города Елабуги, по правую сторону трассы Елабуга-Ижевск, в 10 верстах от села Тихие Горы (часть современного города Менделеевска), расположено старинное русское село Кураково. В начале XIX века жители этого села, как и крестьяне многих других казенных деревень в округе, были приписаны к Ижевскому оружейному заводу, а это означало, что вместо подушной подати они должны были отрабатывать на заводе до шестидесяти дней в году. Основным занятием жителей села являлось сельское хозяйство. О каких-то специфических промыслах в селе сведений не имеется.

Точной даты основания села Кураково неизвестно, но что церковь существовала в селе давно, подтверждается храмозданной грамотой на каменный храм, который прекрасно сохранился в селе до наших дней, несмотря на почти двухсотлетнее его существование. Как известно, этот храм был освящен в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, с окончанием строительства в 1819 году. Сохранилась Грамота Преосвященного Гедеона, Епископа Вятского, «на построение в селе Кураково Елабужского уезда вместо сгоревшей Космодамианской церкви, вновь каменного храма во имя Святых Безсеребренников Космы и Дамиана с приделом в честь Владимирской Божией Матери» [1]. Документ датирован февралем 1812 года.

Далее в тексте грамоты сообщается, что на имя Преосвященного Гедеона, «от благочинного Елабужской округи села Качки, Димитриевской церкви, иерея Василия Сперанского (выпускник Вятской духовной семинарии, жил 1778-1846 гг.) подан рапорт о дозволении оной же округи в селе Куракове, вместо сгоревшей деревянной Козмодемьянской церкви, построить вновь каменную» церковь.

Таким образом, существовавшая в селе деревянная церковь сгорела, и прихожане решили построить у себя новый каменный храм. Как сообщает благочинный в своем рапорте, церковь решено строить «на удобнейшем и пристойнейшем месте на восток, строить по плану и фасаду архитекторскому… и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием…». Строительство каменного храма в селе Кураково было завершено в 1819 году. В итоге получился трехпрестольный храм с центральным холодным приделом, освященным в честь св. бессребреников Космы и Дамиана, и двумя приделами в теплом храме, правом в честь Владимирской иконы Божьей Матери, и левом в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По штату при церкви было положено: священник, диакон, псаломщик и просфорница.

В приход церкви села Кураково в разное время входили следующие окрестные населенные пункты: д. Асаново, д. Верхнее Асаново, д. Байтеряково, д. Юмья, д. Еликбаево, д. Монашево, д. Новогорская, д. Бондюга, д. Старая Бондюга, д. Грузлевка, д. Вотское Гондырево, д. Юрьевка, д. Быковка, д. Русский Тыловай, д. Крещеный Тыловай, д. Верхний Кокшан, д. Нижний Кокшан, д. Бобья, д. Малая Качка, д. Маркваш, д. Ерыкса, д. Старая Качка, д. Новая Качка, д. Новая Бондюга, д. Старое Макарово, поч. Покровский, поч. Никольский, поч. Рождественский, поч. Сарсак [2]. Постепенно в некоторых вышеперечисленных деревнях появлялись свои храмы, и эти населенные пункты становились центрами самостоятельных приходов.

В сухих сводках народного сайта «Храмы России» имеется довольно скудная информация о кураковском храме: «Кирпичная церковь в формах позднего классицизма, сооруженная в 1812-1819 и расширенная в 1841 г. Крестообразный в плане однокупольный храм с колокольней» [3]. Таким образом, появляется информация о расширении храма в 1841 году. В связи с расширением видимо и добавился в храме еще один придел, освященный во имя Трех Святителей.

В недавно изданном труде по некрополям Вятской губернии [5], огромной и сложной работе проводимой в первой четверти XX века под началом Великого князя Николая Михайловича, нам попалось замечательное описание захоронений при Космодамианской церкви села Кураково и сельском кладбище, которое составил по опросным листам священник Василий Домрачев. Как оказалось, это уникальный материал, позволяющий нам уточнить многие исторические детали и биографические подробности тех, кто жил и служил в разное время в селе Кураково.

Как оказалось, «в церковной ограде села Кураково находятся две могилы погребенных священников, над которыми поставлены памятники, и третья могила с чугунною плитою священника же, за оградою церковною». Далее отчет сообщает: «Так как в начале 1800 г. деревянный храм в нашем селе сгорел со всеми документами, до 1838 года у нас не сохранилось никаких сведений о том, кто были здесь священники и куда они выбыли».

С 1838 года становится известным, что священниками здесь были Александр Васильевич Сперанский и о. Николай Стефанович Зотиков. На памятнике священника Николая Зотикова сделана такая надпись: «Здесь покоится прах села Куракова священника Николая Стефановича Зотикова. Помер он в 1868 г. июля 12, священствовал 22 года, 11 месяцев, на 51 году от рождения».

О захоронении отца Александра Сперанского рассказано более подробно. По всей видимости, именно он был сыном благочинного священника Василия Сперанского, который получал храмозданную грамоту на постройку каменной церкви в селе Кураково. Как следует из церковного предания, священник Александр Сперанский 4 апреля 1862 года при поездке к больному для напутствия был снесен водою в реку Тойму и утонул. Таким образом, священник Александр Сперанский погиб при исполнении служебных обязанностей. Надпись на его памятнике гласит: «Здесь покоится тело Александра Васильевича Сперанского, утонувшего в реке Тойме, возвращавшегося из деревни от напутствования больного 1862 года апреля 4 дня» и «Усопший священствовал в селе Куракове 24 года – с 1838 г. сентября 17 дня по 1862 г. апреля 4 дня. От роду ему было 48 лет». На северной стороне надгробия написано: «Присноублажаемому родителю от благословенного и любящего сына священника». В ходе изучения нами истории Петропавловского храма в селе Сарали Елабужского уезда [6], в клировых ведомостях этой церкви, сохранились сведения о священнике Симеоне Александровиче Сперанском, сыне погибшего отца Александра Сперанского из села Кураково. Как оказалось, священник Сперанский Симеон Александрович родился 2 февраля 1842 года, после окончания Вятской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда с 1867 по 1872 год занимал должность законоучителя в Кураковском земском училище. 10 августа 1868 года, Преосвященным Апполлосом Симеон Сперанский был рукоположен во священника и определен к Кураковской церкви, где с 1869 по 1876 год проходил должность катехизатора. За усердное служение он получил Архипастырское одобрение за то, что «из язычества обратил в православие двух черемисов и одного башкирца». С 1869 по 1876 год Симеон Сперанский состоял в должности миссионера, а 6 июля 1876 года был награждён «набедренником», с формулировкой «за благочестное служение и ревностное исполнение пастырских обязанностей». 8 января 1876 года по собственному прошению отец Александр Сперанский был переведен священником в село Сарали Елабужского уезда. Впоследствии его дочь Ираида Сперанская вышла замуж за священника села Сарали Петра Чистосердова, в семье у них родилось 10 детей.

Возвращаясь к описанию некрополя Космодамианской церкви села Кураково, в исследовании указано, что третья могила священника находится за церковной оградой, а в ней покоится священник Невоструев Иоанн Феодосиевич. Надгробие представляет собой чугунную плиту с надписью: «В память священника Иоанна Феодосиевича Невоструева за 1831 год». По всей видимости, отец Иоанн Невоструев был одним из первых священников каменного храма в селе Кураково. Фамилия этого священника в XIX веке благодаря добродетелям и доблестному труду на благо церкви его детей была широко известна в церковных кругах Российской Империи.

Так Невоструев Александр Иванович был известен как протоиерей московского Казанского Собора (род. 26 августа 1806 г., ум. 1-го апреля 1872 г). По окончании курса в Вятской семинарии Александр Невоструев получил высшее духовное образование в Московской духовной академии, в которой окончил курс в 1830 г. и скоро был приглашен в качестве профессора в Вифанскую духовную семинарию. С 1832 г. он продолжал свою педагогическую деятельность в качестве бакалавра Московской духовной Академии по греческому языку и гражданской истории; с 1834 г. по 1841 г. был протоиереем г. Коломны, благочинным и ректором духовных училищ; с 1841 по 1848 год – законоучителем Московского Александровского училища. Последние 24 года своей жизни священник Александр Невоструев был протоиереем московского Казанского собора. А. И. Невоструев отличался громадным трудолюбием и глубокими познаниями. Он не любил печататься, но до последних дней своих не оставлял ученых работ. Внимание его наиболее привлекало изучение текста Священного Писания и главным образом состава и языка славянских церковно-богослужебных книг; он критически сличал наши богослужебные книги с греческими; составлял алфавиты и указатели к ряду богослужебных книг; кроме того, в его многочисленных бумагах найден богатый материал, собранный им для церковно-библейского словаря. Александр Невоструев скончался 1-го апреля 1872 г. в Москве и был торжественно погребен на кладбище Покровского монастыря.

Его брат, Невоструев Капитон Иванович, археолог, исследователь древнерусской литературы; родился в городе Елабуге, 28 февраля 1816 года, когда его отец служил в Спасском соборе. Крестил его иерей Покровской церкви города Елабуги Никита Кулыгинский. Восприемником был Спасского собора иерей Анфил Дьяков [7]. Находясь под непосредственным надзором и руководством своего образованного отца, учителя Вятской духовной семинарии, а затем священника в г. Елабуге, Капитон Невоструев с детства привык к строгому порядку и суровой трудовой жизни. Первоначальное образование он получил в Елабужском духовном училище, а по окончании его в 1830 г. поступил в Вифанскую семинарию, где находился под влиянием уже своего брата, Александра, бывшего в то время профессором семинарии. Дальнейшее пребывание Капитона Невоструева в Московской духовной академии (1836-1840) окончательно определило характер и направление его работ. Особенно сильное влияние на него имели два лица: ректор Филарет (Гумилевский) и ближайший помощник его проф. А. В. Горский. По окончании курса академии в 1840 г. Капитон Невоструев тотчас был назначен преподавателем Симбирской семинарии по классу Св. Писания, патристики и еврейского языка. В свободное от служебных занятий время он усердно занимался изучением местной старины, причем особенное внимание обращал на изучение различных документов, хранящихся в духовных, общественных и частных архивах Симбирского и Самарского края. В 1849 году тот же А. В. Горский вызвал Капитона Невоструева в Москву в качестве своего помощника по описанию рукописей Синодальной библиотеки. Этим трудом он занимался в продолжении 23-х лет (1849-1872) до самой смерти. Своей работе Капитон Невоструев уделял громадное количество времени. Не отличаясь вообще хорошим здоровьем, он еще более расшатал его упорными занятиями, протекавшими к тому же в довольно неблагоприятной для здоровья обстановке. Силы его все более слабели и 29 ноября 1872 г. в Москве, после продолжительной болезни Капитон Невоструев умер, не успев довести до конца главной своей работы над описанием рукописей Синодальной библиотеки. Но то, что им было уже сделано, впечатляет исследователей до сих пор.

Как оказалось, кроме священников, в церковной ограде храма села Куракова были похоронены и церковные благодетели, которые, по всей видимости, не оставляли без своей помощи сельский приход. Так в церковной ограде описаны пять чугунных памятников и две плиты на могилах жившего в селе Кураково купца Адрияна Григорьевича Тарасова. На одной плите была надпись: «На сем месте погребено тело г. Елабуги купеческого сына Николая Григорьевича Тарасова, скончавшегося 1847 г. дек. 31 дня на 20 году от рождения». На другом памятнике написано: «На сем месте покоится тело елабужского купца Александра Михайловича Тарасова, скончавшегося 1840 года 21 декабря на 62 году от рождения». Далее описаны еще несколько женских захоронений семейства купцов Тарасовых.

Также в церковной ограде были похоронены земский начальник, действительный статский советник Владимир Иванович Новицкий, который умер 24 июня 1899 года (на могиле его был поставлен простой крест), и жена псаломщика Николая Замятина – Наталия Григорьевна Замятина, умершая 63 лет от роду.

За почти столетнюю историю церкви в селе Кураково, в храме успело послужить множество священно- и церковно-служителей. Учитывая частые перемещения и смену мест служения духовных лиц, вряд ли возможно восстановить полную линию всех служащих в храме. Для примера приведем некоторые данные по сводному каталогу ЦГА УР [4], сохранившему большой массив данных по духовенству Елабужского уезда Вятской губернии. Так один из пономарей Кураковской церкви – Филипп Иоаннов Кудрявцев, священнический сын. Он не учился в духовных учебных заведениях, но в 1804 году был посвящен в стихарь Преосвященным Амвросием в село Кураково, но уже в 1808 году Преосвященным Гедеоном по прошению он был переведен в Елабужскую Николаевскую Церковь.

А вот в 1895 году при при Космо-Дамианской церкви с. Кураково Елабужского уезда было открыто приходское попечительство. В 1889 году псаломщик села Кураково Елабужского уезда Семен Нечаев был уволен, а на его место сверхштатного псаломщика был определен Иван Лопатин. В 1900 году в село Кураково Елабужского уезда с возведением в сан священника был переведен диакон села Мушковай Малмыжского уезда Константин Ергин. В том же 1900 году состоялись следующие перемещения: псаломщик Иван Лопатин отбыл в село Мещеряково, а Николай Мышкин был назначен псаломщиком в село Кураково, затем диакон села Кураково Илья Красноперов отбыл в село Танайку, а священник села Кураково Василий Домрачев был зачем-то отстранен от должности миссионера. В том же году в церковную собственность был приобретен деревенский дом. Таким образом, прихожане заботились о размещении в своем приходе притча.

В 1902 году в должности псаломщика села Кураково Елабужского уезда был утвержден Н. Мышкин, и посвящен в стихарь. В 1903 году на службу был принят дьякон села Сотнур Царево-Кокшайского уезда Алексей Григорьев и назначен на диаконскую вакансию в село Кураково Елабужского уезда, а в 1904 году он был возведен в сан священника и оставлен на занимаемом месте. В 1904 году в село Кураково был переведен псаломщик села Н. Лыпа Сарапульского уезда Василий Большаков. В том же году церковный староста церкви села Кураково крестьянин Григорий Бабушкин был представлен к награде. В 1906 году псаломщик села Кураково Василий Большаков был рукоположен в сан дьякона и оставлен при этой же церкви диаконом на вакансии псаломщика, с последующим переводом в 1908 году к церкви села Новотроицкого Елабужского уезда. В том же 1908 году на службу в Казанскую епархию перешел священник Алексей Григорьев, а из села Старый Торьял Уржумского уезда в село Кураково Елабужского уезда с возведением в сан иерея был назначен Димитрий Макматов. Последний недолго прослужил и с диаконской вакансии в селе Кураково Елабужского уезда был определен на священническую вакансию в церковь Куженерской общины Уржумского уезда. В 1909 году был совершен перевод с возведением в сан иерея и с определением учителем Ильинской церкви-школы, дьякона села Новотроицкого, Яранского уезда Михаила Кукушкина на таковую же вакансию в село Кураково. В том же году временно исполнять должность псаломщика в село Кураково был направлен церковник Сарапульской Крестовой церкви Ананий Коновалов.

В 1913 году священник села Кураково Михаил Кукушкин обвинялся в отказе напутствовать перед смертью крестьянина Дмитриева. В 1914 году на место священника в село Кураково Елабужского уезда с откомандированием для служения при Больше-Ерыксинской церкви был определен дьякон села Серпур Уржумского уезда Филипп Букетов, а священника-дьякона села Кураково Елабужского уезда Михаила Кукушкина, по всей видимости, в связи с провинностью перевели в село Серпур Уржумского уезда. В том же году псаломщик села Кураково Елабужского уезда Игнатий Месеев был переведен в село Умяк того же уезда, а на его место был определен крестьянин села Тойкино Сарапульского уезда Иосиф Дектерев, в должность псаломщика Космодамианской церкви.

В 1917 году на штатную дьяконскую вакансию к церкви села Кураково был определен дьякон-псаломщик села Чекалки Сарапульского уезда Александр Орлов. В том же году на штатную священническую вакансию к церкви села Адам-Учи Елабужского уезда был переведен священник-дьякон села Кураково Филипп Букетов. И это не полный перечень различных переводов и служебных перемещений священнослужителей села Кураково.

Захлестнувшие Россию в начале XX века либеральные настроения, быстро привели страну к всеобщему кризису и кровавому перевороту. Начались массовые гонения, в том числе и на главного врага новой власти – Православную Церковь. Какие перемены происходили в храме села Кураково в период гражданской войны, когда населенные пункты занимали то «белые», то «красные», то «зеленые», сведений практически не сохранилось. Известно, что центрами революционных событий были город Елабуга и Ушковские химические заводы в пос. Бондюга и селе Тихие Горы.

С 1921 года имеются документальные подтверждения, что храм в селе Кураково действовал, и священником в нем до 1924 года служил Матфей Федорович Быстров [8], который родился 31 июля 1856 года, происходил из духовного звания. В частности в ведомости сообщается, что он был награжден набедренником 3 июня 1924 года, скуфиею – 30 августа 1924 года. Кружечных доходов с 1 октября 1923 года по 1 октября 1924 года получил Совзнаками выпуска 1923 года 361.675 руб. и дензнаками выпуска 1924 года – 185 руб. 33 коп. Доброхотных подаяний от прихожан по приходу собрал около 70 пудов хлеба. Из биографии отца Матфея Быстрова известно, что он обучался в Шатцком духовном училище Тамбовской губернии, куда поступил в 1866 году. Оттуда был уволен по болезни в 1870 году, но при этом был принят на военную службу 1 ноября 1877 года, где состоял полковым церковником. Был уволен в запас армии в сентябре 1883 года, после чего поступил на службу в почтовое ведомство в апреле 1884 года. В апреле 1896 года был назначен псаломщиком в село Галаново Сарапульского уезда. В том же году перемещен на ту же должность в Воткинский Благовещенский собор. В 1899 году был рукоположен в сан диакона к Троицкой кладбищенской церкви города Елабуги, где прослужив почти 10 лет, был перемещен на псаломническую вакансию в село Кырында Елабужского уезда 20 января 1910 года. Затем, 1 апреля 1914 года, служил на диаконской штатной вакансии в селе Костенеево Елабужского уезда. Впоследствии был перемещен на диаконскую же вакансию в село Кураково в 1921 году, и в том же году рукоположен в сан священника, и утвержден в штатной вакансии священника в церкви села Кураково в 1923 году.

За повенчание брака Токаревой с Бураковым сделан выговор Сарапульского Епархиального Управления со внесением в формуляр (Указ. Канц. Елаб. Епископа 25 сент. 1923 г. за № 211).

Священник Матфей Быстров был женат на Марии Андреевне. В семействе у них были дети: Борис – 28.05.1899 г.р., холост, при отце, Валентина – 01.01.1902 г.р., девица, при отце, Серафима – 07.07.1905 г.р., девица, при отце. Одна из дочерей отца Матфея - Иулия Матвеевна Быстрова (18.05.1903 г.р.) была замужем за диаконом Михаилом Игнатьевичем Месеевым, сыном священника Игнатия Месеева. В 1925 году у них было уже двое детей: София, 24.06.1923 г.р. и Николай, 27.11.1924 г.р.

В 20-ые годы проходило реформирование церковных организаций. Храмы передавались на баланс общины. Так, согласно ведомости за 1925 год [9], известно, что церковным старостой в селе Кураково был крестьянин Акил Васильевич Кожевников. Регистрация общины была проведена в 1923 году. Преосвященный посещал приход последний раз в 1924 году. Церковный совет состоял из следующих лиц: председатель Афанасий Трофимович Аксаков, секретарь диакон Александр Круглов, члены – Адриан Евдокимов Тарасов, Егор Федоров Абрамов, Иосиф Григорьевич Бабушкин, дер. Ятцава – Ефим Максимов Городнов, дер. Енабердиной – Стефан Якшимов, Лазарь Николаевич Павлов. Таков был костяк общины в 1925 году. Священником в то время служил молодой иерей Александр Николаевич Орлов – сын протоиерея Николая Орлова из села Гари Елабужского района. И отец, и сын с еще двумя братьями священниками в 30-ые годы пострадают за веру.

При храме также числилась 73-х летняя вдова умершего протоиерея сего храма Мария Алексеевна Домрачева с детьми: Михаил Домрачев – учитель школы 2 ст. в городе Елабуге, и Александр Васильевич Домрачев – служил в конторе Бондюжского завода, которые впоследствии оба были репрессированы [10].

Священник Александр Николаевич Орлов родился в 1891 году. В 1919 году был рукоположен во священника к церкви села Кураково. Затем в 1921 году был переведен в село Новогорское на священническую вакансию, а в 1925 году снова возвращен в село Кураково. Он был женат на Елене Николаевне и имел троих детей: Аркадия, Галину и Бориса.

Позднее, когда в стране стала набирать силу волна раскулачивания и организации колхозов, в 1929 году в селе Кураково появился иеромонах из разоренного Пермского Белогорского монастыря – отец Феодосий (Чигвинцев). Сохранилось его живое свидетельство об этом. Вот что он сообщил на допросе: «С 1912 года я находился в Белогорском монастыре в качестве монаха и жил там до самой ликвидации, т.е. до 1923 года. После этого я служил в разных местах в качестве дьякона, а потом священника. В Кураково Елабужского района я приехал в ноябре 1929 года и находился не более двух месяцев, потом меня арестовали, а по освобождении я ушел в Тихие Горы, где и служил до самого ареста в качестве священника» (из протокола допроса февраля 1931 год (число в протоколе не указано).

Похоже, что иеромонах Феодосий (Чигвинцев) был одним из последних священнослужителей в селе Кураково. Вскоре, уже в 30-ые года, по стране прошла организованная властью компания по «добровольному» закрытию храмов. Через десять лет, в 1940 году исполком Елабужского совета сообщал, что в районе нет действующих молитвенных зданий и не найти ни одного священнослужителя. Фактически это было так. Но закрыв церкви, власти не могли лишить людей веры в Бога, которая давала многим людям силы и великое вспоможение даже в таких жестких условиях сопротивляться духовному разрушению. И вот, прошло немного времени, и уже в 1943 году был открыт храм в селе Костенеево Елабужского района, где священником А.А. Зыряновым снова были возобновлены службы.

Хочется верить, что по милости Божьей и воле человеческой, найдутся доброхоты, желающие восстановить дом Божий в старинном селе Кураково, и снова, как сто лет назад, люди будут просить заступничества у Господа по молитвам Святых бессребреников Космы и Дамиана. 

Убедительно просим откликнуться всех, кто имеет какие-либо сведения по истории церкви в селе Кураково – воспоминания, документы, фотографии. Интересны будут любые материалы, в том числе и за советский период. Белым пятном в истории церкви остается период закрытия храма, а также судьба последних священнослужителей и церковников, использование храма в послевоенные годы.

Если Вам есть что сообщить или показать, приходите в храм, или пишите и звоните настоятелю Богоявленского храма в г. Менделеевске, протоиерею Алексию Загумённову (контакты на сайте www.mblago.ru).  

Автор-составитель диакон Алексий КОМИССАРОВ Богоявленский храм г. Менделеевск

[1] Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии [Текст] / [собиратель грамот В. Шабалин]. – Вятка: Губерн. тип., 1914. – 513, VII с. Собиратель грамот указан на с. 513 Перепеч. из «Трудов» Вятской Ученой Архивной Комиссии, 2-3 вып.

[2] Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель. – Ижевск: Удмуртия, 2000. – С44, 195.

[3] Храмы России. http://temples.ru/card.php?ID=16042 ссылка проверена 27.02.2013 г.

[4] ЦГА УР – Центральный Государственный архив Республики Удмуртия.

[5] Шилов Д.Н. Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т. 1: Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Изд. подгот. Д. Н. Шилов.

[6] В настоящее время село Сарали официально называется Бехтерево, расположено в Елабужском районе Республики Татарстан.

[7] Книги Вятской Епархии и Губернии города Елабуги Спасского собора за 1816 год. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ), ф. 992., оп.1., д.109., лл.2-3.

[8] Ведомость о Космодамианской церкви в селе Кураково за 1924 год, Архивное управление города Сарапула, Ф. 17, оп. 2, д. 33.

[9] Ведомость о Космодамианской церкви в селе Кураково за 1925 год, Архивное управление города Сарапула, Ф. 17, оп. 2, д. 36.

[10] Домрачев Михаил Васильевич, родился в 1876 г., в селе Кураково Ел.уезда, проживал в деревне Кокшан. Арестован 20 августа 1938 г. Приговорен: НКВД ТАССР. в 1939 г., обв.: по ст. 58-10 ч.1, 58-13 («участник эсеровской организации, подрывная деятельность»). Приговор: дело прекращено за недостаточностью улик. Источник: Книга памяти Республики Татарстан. Домрачев Александр Васильевич, родился в 1885 г., в селе Кураково Ел.уезда, русский, счетовод в главной конторе Бондюжского хим. завода. Проживал в селе Кураково Елабужского района ТАССР. Был арестован 17 мая 1931 г. Приговорен: тройкой ГПУ ТАССР 22 августа 1931 г., обв.: по ст. 58-11 («участник поповской группировки, а/с, антиколхозная агитация»). Приговор: 5 лет концлагерей. Реабилитирован в июле 1989 г. Источник: Книга памяти Республики Татарстан.