Назад

Епископы Сарапульские и епископы Елабужские

Епископы Сарапульские в истории Елабуги

Первые годы советской власти по инерции, пока у тоталитарного режима еще не дошли руки до окончательной расправы с Церковью, продолжалось развитие ряда церковных структур. 2 (15) апреля 1918 года Поместный Собор Русской Православной Церкви вынес «Определение о викарных епископах». В каждой епархии предполагалось открыть по несколько викариатств, выделив в ведение викарных епископов части епархии и установив для них местопребывание в городах, по которым они титуловались. 23 августа (7 сентября) 1918 г. была образована самостоятельная Сарапульская епархия. С 1921 г. новая епархия стала включать Воткинское, Елабужское и Ижевское викариатства. Данное членение соответствовало сложившимся издавна организационным связям. Но их сразу же затормозила насильственная перекройка административно-территориальных образований Российской империи, произведенная в соответствии с ленинским положением о «самоопределении наций». Церковные, епархиальные контакты между ними, однако, несмотря ни на что, продолжали поддерживаться как в 1921-1926 гг., так и позже, в годы совместных, беспрецедентных в мировой истории страданий за веру.

Невозможно не упомянуть двух Сарапульских архиереев начала XX века, в ведении которых находились благочиния Елабужского уезда.

АМВРОСИЙ (Василий Гудко, 1867-1918), в 1914-1917 гг. — епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. Сторонник активной проповеди христианства среди татарского населения. Выступал с антиалкогольными проповедями, для борьбы с пьянством с его благословения были учреждены уездные братства трезвости в Сарапуле и Елабуге. Последовательный монархист. Выступал с антисемитскими заявлениями, отлучил от Св. Причастия сарапульских либеральных деятелей Михеля (попечителя Николаевского церковно-приходского училища) и Полякова. В 1917–1918 годах Владыка Амвросий, будучи настоятелем Свияжского монастыря, в своих проповедях призывал паству не радоваться безбожию, молиться за заключенного императора и не верить революционной лжи. Он был расстрелян красноармейцами 27 июля ст.ст. 1918 года без суда и следствия. В 1999 году канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии. Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

Незадолго до своей мученической кончины Владыка сказал: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять».

АЛЕКСИЙ (Кузнецов), родился 31 августа 1875 г. в г. Царском селе, в семье крестьянина. Выпускник Царскосельского лицея. В 1902 г. окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, Археологический институт, Институт братьев милосердия.

С 25 (20?) марта 1917 г. Алексий (Кузнецов) — епископ Сарапульский, второй викарий Вятской епархии. С 1918 г. епископ Сарапульский и Елабужский (самостоятельный). Возглавлял Сарапульскую епархию до декабря 1937 года, с перерывами из-за семи арестов. В 1927 г. возведен в сан архиепископа. 15 ноября 1938 г. постановлением Тройки УНКВД по Удмуртской АССР приговорен к высшей мере. Расстрелян 18 ноября 1938 г. в городе Ижевске. Реабилитирован в 1989 г.

С 1921 г. в Елабуге появилась кафедра викарного епископа. Резолюцией Святейшего Патриарха в январе 1925 года Спасский собор получил наименование кафедрального. После того, как в 1930 году Спасский храм был закрыт властями, кафедра елабужского епископа была перенесена в Покровскую церковь, которая теперь по праву получила наименование собора. В составе Елабужского викариатства Сарапульской епархии после 1921 года было образовано восемь благочиннических округов. В то время викариатству еще номинально принадлежали пять огромных великолепных храмов в Елабуге: Спасский собор, Покровская церковь, Николаевская церковь, Троицкая церковь и Казанско-Богородицкий храм в женском монастыре. Их закрытие и уничтожение началось в 1928 году. В 1929 году Елабужское викариатство вошло в состав Казанской епархии. Ниже приводятся сведения о Елабужских викарных епископах города за период 1922-1934 гг.

ЕПИСКОПЫ ЕЛАБУЖСКИЕ. 1922-1934 ГГ.

1. Георгий (Анисимов Николай Васильевич), епископ Вологодский и Тотемский.

Родился 21 ноября 1861 года. Окончил Вятскую духовную семинарию. В 1885 году возведен в сан иерея. Был учителем земской школы и наблюдателем церковно-приходских школ. До 1922 года священствовал. С 1918 г. по 1922 г. в течение трех с половиной лет потерял всю свою семью (жену, двух сыновей и дочь). После этого был пострижен в монашество.

30 января 1922 года хиротонисан во епископа Елабужского, викария ныне Кировской епархии.

С 1925 года — епископ Малмышский.С 16 сентября 1927 года — епископ Курганский, викарий Тобольской епархии. С 2 января 1928 года — епископ Мелекесский, викарий Самарской епархии. С 1929 года — епископ Нолинский, викарий Вятской епархии.

13 марта 1932 года назначен епископом Ижевским, но назначение отменено. 26 марта ст. ст. 1933 года награжден правом ношения креста на клобуке. С 1934 года - епископ Златоустовский, викарий Свердловской епархии. В 1937 году епархией не управлял. В 1938 году - епископ Вологодский и Тотемский. С сентября 1940 года удалился на покой в г. Молотовск Кировской области, где скончался 17 февраля 1947 г. Перед своей кончиной сказал: «Я совершенно спокойно встречаю смерть. Передайте пастве и клиру, что я всех прощаю, посылаю свое архипастырское благословение и прошу всех простить меня и помолиться за меня». Затем дал указание относительно облачения и гроба.

2. Ириней (Шульмин Михаил Александрович), архиепископ Куйбышевский.

Родился 15 января 1893 года в г. Казани. В 1918 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 2 декабря 1917 года пострижен в монашество. 5 декабря рукоположен в сан иеродиакона. 18 мая 1918 года рукоположен в сан иеромонаха и по окончании академии принят на службу в Свердловскую епархию и назначен помощником епархиального миссионера с местожительством в Верхотурском монастыре.

27 января 1923 года хиротонисан во епископа Кушвинского, вик. Свердловской епархии (единовер.). Управлял единоверческими приходами Свердловской епархии. С 2 ноября 1923 года - епископ Мензелинский. С 26 мая 1924 года - епископ Малмыжский, викарий Сарапульской епархии.

С 19 февраля 1925 года епископ Елабужский, викарий той же епархии.

В январе 1926 года он уклонился в григорианство, подписав послание ВВЦС. В расколе пребывал несколько месяцев: в мае того же года епископ Ириней покаялся пред митрополитом Сергием и получил прощение.

С 1929 года епископ Елабужский, викарий Казанской епархии.

С 2 июля 1930 года — епископ Бугурусланский. С 2 декабря 1939 года — епископ Мамадышский. С 23 марта по 11 августа 1933 года временно управлял Казанской епархией. С 26 апреля 1934 года — епископ Пензенский. В 1935 году возведен в сан архиепископа. С 8 мая 1935 года — архиепископ Куйбышевский. С 24 ноября 1937 года епархией не управлял. Дальнейшими сведениями о нем не располагаем.

 

О елабужском периоде его служения в Православной энциклопедии имеются следующие сведения:

К весне 1924 г. относятся сведения о новом переходе Епископа Иринея к обновленцам. Как сообщал Патриарху Тихону в докладе от 31 марта временно управляющий Уфимской епархией еп. Иоанн (Поярков): «Епископ Ириней Мензелинский не дает о себе сведений и есть подозрения в уклонении его в обновленчество…» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 247. Л. 12-13). О двухкратном переходе Епископа Иринея в обновленчество писали и обновленческие издания. По-видимому, именно колебания Епископа Иринея привели к его перемещению из Мензелинска и назначению по указу свт. Тихона от 26 мая 1924 г. епископом Малмыжским, викарием Сарапульской епархиии, возглавлявшейся еп. Алексием (Кузнецовым; впосл. архиепископ). В нач. 1925 г., оставаясь в Малмыже, Епископа Иринея также временно управлял Ижевским викариатством той же епархии, 19 февр. того же года был перемещен на Елабужскую викарную кафедру Сарапульской епархии.

Перевод Епископа Иринея в Елабугу означал его возвращение в окрестности бывшего Мензелинского викариатства, что имело важные последствия. Помимо служения на новой кафедре Епископ Ириней начал восстанавливать свое влияние в Мензелинске и Набережных Челнах, где ранее укрепились обновленцы. Действия Епископа Иринея имели успех. Как признавали сами обновленцы, если к 1 апр. 1925 г. в Мензелинском кантоне «не было и помина о тихоновщине», то уже к 1 июня того же года там «осталось очень немного сторонников единения с Синодом [обновленческим]» (Правосл. церк. вестн. 1925. № 2. С. 21). Как сообщали обновленцы, на Мензелинск «из Елабуги делается сильный нажим со стороны еп. Иринея чрез местных монахинь, и обновленческие священники не смеют дохнуть» (Там же. № 3. С. 14). Позднее влияние Епископа Иринея начало проявляться и в Челнинском кантоне, где тогда действовало сильное местное обновленческое управление. По заявлениям обновленцев, «на кантон начался напор тихоновщины из Елабуги. Под влиянием отдельных лиц из духовенства и мирян священников принуждают ехать на покаяние к епископу Иринею, прославившемуся своими доблестями в Мензелинске. Начались волнения и в самом городе Челнах» (Там же. № 4. С. 17). К этому времени часть обновленческих приходов Челнинского и Мензелинского кантонов перешла в подчинение Епископа Иринея., который воспринимался клиром и прихожанами как архиерей Патриаршей Церкви.

Между тем в Елабуге большинство православного духовенства и мирян считало Епископа Иринея обновленцем, и с сер. 20-х гг. XX в. елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь, приходские храмы города и кантона предпочитали окормляться у Казанских православных архиереев. Подобное мнение было связано с тем, что новый епископ служил в Спасском кафедральном соборе Елабуги, считавшимся обновленческим. Епископ Ириней сблизился с настоятелем этого собора прот. Н. М. Люперсольским, который еще ранее объявил свой храм на положении автокефалии. Вскоре после кончины Патриарха Тихона Епископ Ириней совместно с прот. Люперсольским зарегистрировал новый приходской устав собора. Он был составлен на принципах т. н. «новоцерковничества», став одним из примеров своеобразного полуобновленчества.

Елабужские «новоцерковники» указывали, что «приветствуют социальную революцию и признают ее справедливость; объявляют решительную борьбу (мерами морального воздействия) со всякой контрреволюцией в своей общине и признают своим долгом всемерную поддержку своему социалистическому отечеству». Устав Спасского прихода признавал «необходимость пересмотра христианского нравоучения», церковных канонов (в т. ч. введение брачного епископата наряду с монашеским, второбрачия духовенства и нового календарного стиля). Более того, члены соборной общины в своем уставе заявляли о признании обновленческого «поместного» собора 1923 г. и его решений, хотя и считали необходимым пересмотр постановлений о Патриархе Тихоне. Согласно § 5 устава, «новоцерковники» считали главой Церкви Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского), однако заявляли при этом, что не имеют ничего общего с «тихоновщиной» (Там же. 1926. № 2. С. 1-3). Провозглашая автокефалию, «новоцерковники» отделялись и от обновленческого Синода, и от Патриаршей Церкви. «Новоцерковники» Елабуги объявили своей территорией Татарскую АССР, выйдя, т. о., из подчинения Сарапульского архиерея в Уральской обл.

Епископ Ириней выступал с обновленческой по сути программой, лишь маскирующейся под Православие. Обновленцы обвиняли его в том, что он, прикрываясь именем Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, втягивает в «новоцерковничество» прихожан обновленческих приходов Елабужского, а также соседних Челнинского и Мензелинского кантонов. Обновленческое церковное управление Челнинского кантона даже обратилось к Епископу Иринею с заявлением, что считает «совершенно недопустимым и непонятным, чтобы новоцерковный епископ», каким является он, «присоединял к своему Управлению приходы, стремящиеся войти в староцерковническую организацию» (Там же. № 1. С. 12). Полуобновленческая позиция Епископа Иринея проявилась и в вопросе об отношении к обновленческому «Московскому третьему Поместному собору». В авг. 1925 г., председательствуя на собрании духовенства и мирян Елабужского викариатства, Епископ Ириней предложил «признать неотложно необходимым созыв Собора на основании равноправия на этом Соборе синодальцев и староцерковников, причем в случае неправильного представительства постановления означенного Собора не считать для себя обязательными» (Там же. 1925. № 4. С. 14). Из-за протестов значительной части духовенства выборы делегатов на обновленческий собор не состоялись, и только община елабужского Спасского храма избрала Епископа Иринея, прот. Н. Люперсольского и псаломщика Николая Дьяконова своими представителями на «Поместный Собор». Однако в связи с запрещением Сарапульского еп. Алексия (Кузнецова) в Москву выехал для получения информации лишь псаломщик Дьяконов, как выбранный от мирян.

В том же авг. 1925 г. Епископ Ириней., находясь в Мензелинске, заявил на собрании православного духовенства кантона об отложении от Сарапульского еп. Алексия и предложил духовенству объединиться в составе новой епархии из Елабужского, Мензелинского, Челнинского и Мамадышского кантонов Татарской АССР. Епископ Ириней утверждал, что получил на это благословение митр. Петра (очевидно, Местоблюстителю не было известно о «новоцерковничестве» елабужского викария). Однако мензелинцы не поддержали своего бывшего викария, указав на его колебания в 1923 г., когда он признавал то Патриарха Тихона, то обновленческий синод. 11 янв. 1926 г. в Елабуге прошел съезд духовенства и мирян под председательством Епископа Иринея. Съезд должен был решить вопрос образования самостоятельной «новоцерковнической» епархии, причем в ней надо было объединить как обновленческие, так и «староцерковные» приходы. Чтобы облегчить присоединение обновленцев, Епископ Ириней провел на съезде резолюцию, что «в догматических вопросах обновленцев следует считать православными». Кроме того, Епископ Ириней утвердил решения, что принимать из обновленчества через покаяние следует лишь отдельных верующих, а ко всему кантону требований о покаянии предъявлять не следует. Православная часть съезда «осталась недовольна такими постановлениями и заклеймила руководителей съезда названием полуобновленцев» (Там же. 1926. № 4. С. 13-14).

В нач. янв. 1926 г. Епископ Ириней уклонился в григорианский раскол, поставив подпись под посланием, составленным 22 дек. 1925 г. архиеп. Григорием (Яцковским) и др. организаторами Временного высшего церковного совета (ВВЦС). 29 янв. 1926 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) запретил в священнослужении архиеп. Григория и всех архиереев, принявших участие в организации ВВЦС. 30 янв. Епископ Ириней телеграфом уведомил митр. Сергия: «Вследствие запрещения Григория от общения с ним воздерживаемся. Елабужский епископ Ириней, протоиерей Люперсольский» (Акты свт. Тихона. С. 436). Этого письменного уведомления оказалось для митр. Сергия достаточно, чтобы считать Епископа Иринея возвратившимся из григорианского раскола. Весной 1926 г. Епископ Ириней прекратил общение с прот. Люперсольским и перешел служить в Никольскую цеоковь Елабуги. В мае того же года Епископ Ириней уже вместе с прот. Люперсольским поехал к митр. Сергию. Во время встречи митр. Сергий выдал Епископу Иринею особый документ, в котором указал, что последний считается исполнившим все требования и не подлежащим дальнейшему взысканию; он православен. Вскоре после этого Епископ Ириней ликвидировал автокефалию елабужского Спасского собора и отказался от плана создания самостоятельной «новоцерковнической» епархии. Он примирился с епископом Сарапульским Алексием и оставался его викарием.

В 1929 г. Елабуга вошла в состав Казанской епархии, Епископ Ириней стал викарием временно управляющего Казанской епархией Чебоксарского архиеп. Афанасия (Малинина; с 7 мая 1930 архиепископ Казанский). 15 июля 1930 г. Епископ Ириней был назначен епископом Бугурусланским, викарием Оренбургской епархии, однако в должность, по-видимому, не вступал и оставался на прежней кафедре. 15 дек. того же года он получил назначение на Мамадышскую викарную кафедру Казанской епархии. Пребывал в Казани, служил в храме во имя Ярославских чудотворцев (Арско-Кладбищенская ц.). Проживал в сторожке при храме, где размещалась и архиерейская канцелярия. В февр. 1931 г. в связи с проходившей в городе кампанией по закрытию храмов к кладбищенской общине присоединились приходы ликвидированных Матфеевской и Варваринской церквей. Во время сбрасывания колоколов с колокольни храма церковному зданию был причинен серьезный ущерб. Жалобы Епископа Иринея на повреждение храма власти оставили без внимания, и разрушения пришлось восстанавливать из средств общины. С 23 марта до 11 авг. 1933 г., после перевода архиеп. Афанасия на Ташкентскую кафедру и до назначения на Казанскую кафедру архиеп. Серафима (Александрова), Епископ Ириней временно управлял Казанской епархией. 

Православная энциклопедия. Электронная версия. http://www.pravenc.ru

 

17 (30).01.1926. Телеграмма епископа Елабужского Иринея (Шульмина) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому), в связи с запрещением в священнослужении архиепископа Григория (Яцковского).

Вследствие запрещения Григория от общения с ним воздерживаемся.

Елабужский епископ Ириней,

Протоиерей Люперсольский

 

14 дневник прот. Михаила Елабужского (с. Вавож, Удмуртия)

1930 24 сентября сделал небольшие покупки в Казани, между прочим 1 фунт гвоздей однотесу за 2 руб. Вечером, по случаю праздника престольного Преподобному Сергию Радонежскому, был в Богоявленской церкви на всенощной. Служил временно правящий казанской епархиейелабужский епископ Ириней. Пел хорошо хор, хотя, говорят, совсем не напоминающий прежний хор, так как прежний регент и лучшие голоса должны были отказаться пред ультиматумом или петь в церкви или оставить службу. Все казанское городское духовенство трудоспособное ежедневно, кроме праздников, работает вместе со своими семейными или по уборке огородов или по разгрузке баржей на Волге, в сквернейших условиях.

 

 

3. Митрополит Палладий (Шерстенников Павел Александрович)

Родился 5 апр. ст. ст. 1896 года в с. Больше-Ройское Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Костромской обл.) в семье священника. В 1917 году окончил Вятскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. В том же году был призван в армию. В 1918 году по возвращении из армии был псаломщиком в Вятской епархии. В 1920 году возобновил занятия богословием, а затем поступил на медицинский факультет Казанского университета.

8/21 нояб. 1921 года епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым), викарием Казанской епархии был рукоположен во диакона к Благовещенскому кафедральному собору в г. Казани. 5/18 июня 1922 года митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом (Смирновым) рукоположен во священника. В том же году пострижен в монашество. В 1924 году возведен в сан архимандрита и назначен исполняющим обязанности настоятеля Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани. 1 июня 1926 года Зам. Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием назначен настоятелем Кизического Введенского монастыря близ г. Казани.

1/14 дек. 1930 года в Казани хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали архп. Казанский и Свияжский Афанасий (Малинин) и епископ Ириней (Шульмин), вик. Казанской епархии.

С 1933 года — епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 года - Калининской ) епархии. С 1936 года — епископ Слонецкий и Петрозаводский. С 1937 года — епископ Калининский. 29 окт. 1938 года возведен в сан архиепископа. С 28 окт. 1943 г. по 29 окт. 1947 года епархией не управлял.

29 окт. 1947 года назначен архиепископом Семипалатинским и Павлодарским. С сентября 1948 года временно управлял Омской епархией. 18 нояб. 1948 года назначен архиепископом Омским и Тюменским. С 21 февр. 1949 года — архиепископ Иркутский и Читинский. С 9 июня того же года поручено временное управление Хабаровской епархией. 25 февр. 1951 года награжден правом ношения креста на клобуке.

20 февр. 1958 года перемещен на Саратовскую кафедру. С 12 сент. 1959 г. по 22 марта 1960 г. временно управлял Куйбышевской епархией. 29 мая 1963 года назначен архиепископом Орловским и Брянским. В том же году (11 мая) награжден орденом св. князя Владимира I степени.

25 февр. 1968 года возведен в сан митрополита. 10 апр. 1970 года участвовал в заседании Св.Синода, обсуждавшего вопрос о даровании автокефалии Североамериканской митрополии.

В том же году возглавил делегацию Русской Православной Церкви при поездке в Польшу на торжества интронизации Блаженнейшего митрополита Варшавского и всей Польши Василия. 1 дек. 1970 года в связи с 40-летием архиерейского служения награжден правом ношения двух панагий.

Скончался 23 апреля 1976 года в Великую Пятницу, после продолжительной и тяжелой болезни.

В день праздника Св. Пасхи гроб с телом Владыки был поставлен в кафедральном соборе г. Орла. Отпевание было совершено 27 апреля архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом в сослужении духовенства Орловской епархии. Погребен на центральном Крестительском кладбище г. Орла. Куда бы ни направлял Промысл Божий митрополита Палладия, везде он как истинный монах безропотно нес послушание, данное ему Высшей Церковной Властью.

Владыка Палладий был строг и взыскателен к нравственному состоянию духовенства и требовал от пастырей ревностного исполнения своего служения, а если кого и карал, то по справедливости и по заслугам. Особую заботу владыка проявлял и о богослужебной части. Архиепископ Палладий был блестящий проповедник. Считая проповедь непременной обязанностью пастыря, он непрестанно проповедовал за каждым богослужением.

4. Александр (Раевский), епископ Могилевский.

Родился 13 февраля 1868 г. В 1888 году окончил Духовную семинарию. 26 января 1923 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Вскоре уклонился в обновленческий раскол. Был архиепископом Таврическим. В 1924 году после принятия покаяния, как поставленный обновленческими архиереями старого постановления, принят в сущем сане епископа. Был епископом Керченским и временно управлял Таврической епархией до 20 марта 1928 г. Управлял Рыльской епархией. С 25 июня по 17 сентября 1930 г. — епископ Кустанайский.
24 декабря 1930 г. — епископ Сухиничский, викарий Калужской епархии. С 12 сентября 1931 г. — епископ Златоустовский, викарий Свердловской епархии. С 23 октября 1932 г. — епископ Каменский, викарий Донской епархии. Затем управлял Донской епархией. С 16 февраля 1933 г. управлял Бакинской епархией.

С 11 августа 1933 г. - епископ Елабужский. В Елабугу не прибыл, в связи с чем 15 марта 1934 года был переведён на Кустанайскую кафедры. Других назначений на Елабужское викариатство не последовало

С 15 марта 1934 г. — епископ Кустанайский. С 30 октября 1935 г. — епископ Актюбинский. С сентября 1936 г. — епископ Петропавловский. С 16 октября 1936 г. — епископ Могилевский. С 3 сентября 1937 г. епархией не управлял.

5. Иннокентий (Васецкий), епископ Елабужский (с 2019 г.)