Назад

Фрески Успенского собора Свияжского монастыря: Отечество

Фрески Успенского собора Свияжского монастыря: Отечество

Успенский собор Свияжского Богородицкого мужского монастыря — один из древнейших в среднем Поволжье. Этот храм, возведенный в середине XVI века, при первом Казанском архиепископе, святителе Гурие, под непосредственным началом его приемника святителя Германа, бывшего тогда настоятелем Свияжского Успенского монастыря, является уникальным памятником эпохи. Внутри собора сохранилась настенная живопись второй половины XVI столетия.

Собор Успенского монастыря, освященный в 1561 году, стал главным храмом этой обители, созданной для просвещения Казанского края светом Христовой веры. И неслучайно этот древний собор был прекрасно расписан, а созданные столетия назад фрески, сохранившиеся до нашего времени, запечатлели в себе многое: здесь и богословие спасения человеческого рода; повествовательные циклы, посвященные сотворению мира и грехопадению, истории жизни Богородицы и приходу в мир Спасителя; сюжеты, посвященные эсхатологическим темам («эсхатология» — церковное учение о конечных судьбах мира и человека).

Но одна из сюжетных линий делает живопись Свияжского Успенского собора по-настоящему уникальной: здесь впервые на Руси под куполом храма и на его сводах была изложена история сотворения мира и начало истории человечества, включая грехопадение прародителей Адама и Евы. А характер изложения в целом несет черты последовательного исторического повествования от создания мира и трагедии грехопадения до Спасения Человеческого рода и Всеобщего Воскресения.

Первый смысловой ряд, который можно выделить в стенописи собора, посвящен Сотворению мира. Начинается история под куполом храма, где мы видим символическое изображение Творца: на небесном престоле в окружении Небесных сил бесплотных изображена Святая Троица: Бог Отец в виде старца, Бог Сын в виде отрока, и Бог Святой Дух в виде голубя. Этот сюжет в иконографии называется «Отечество».  «Господь Саваоф» — такова подпись к изображению. Она буквально означает «Господь Воинств» — это одно из имен Бога, оно отражает Его власть над всеми силами земли и неба. Имя Божие «Саваоф» приложимо ко всем Лицам Святой Троицы.

Далее барабан собора окружает надпись: «Се сотвори Бог своя духи и слуги и престолы и вся силы небесная». Ниже в простенках барабана изображены фигуры архангелов.

Таким образом, первая композиция иллюстрирует творение Неба и Небесных сил.

Продолжение следует…

Дата: 25 февраля 2019