Назад

Крещение Господне — история праздника

Во время Крещения Иисус Христос впервые предстал перед народом Израиля, после Богоявления у него появились первые ученики — за ним последовали апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп и Нафанаил.

О жизни Христа в дни после Его Рождества до Крещения в Евангелии практически не описывается за исключением одного лишь случая путешествия в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи и одной фразы:

«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2:40).

Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, наконец, настало время явить Себя миру. Он отправился для совершения обряда Крещения в Иудею, на реку Иордан, где находился Иоанн Предтеча.

Иоанн проповедовал людям о грехах, покаянии и осуществлял крещение водой на Иордане, подготавливая их к появлению Спасителя. Для иудеев это была священная река, в ней они совершали религиозные обряды. Но крещение Пророка еще не было тем Крещением, таинство которого мы знаем сегодня.

Спаситель своим примером должен был показать, как нужно было исполнять волю Божию и Его установления, поэтому Иоанн, выразивший поначалу недоразумение и получив от Иисуса слова об исполнении всякой правды — закона, безоговорочно повиновался Господу и сотворил Крещение безгрешного Иисуса Христа.

После крещения, когда Христос вышел из воды, вдруг разверзлись небеса. Дух Святой в образе голубя, осеняя Божественным светом, опустился на Иисуса и с неба раздалось:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. 3,16-17).

В этот момент произошло явление Бога людям в трех Ипостасях: Крещение Сына Божиего, свидетельство об этом Бога-Отца и Духа Святого, который явился миру в виде голубя.

После Крещения, как сказано об этом в Евангелие, Спаситель находился в пустыне, на сорок дней он удалился для того, чтобы подготовиться к Своей миссии, он постился и молился вдали от людей. Известно, что в это время Господь вел борьбу с диаволом, который три раза пытался искусить Христа, предлагая богатства, славу и власть за отступление от Бога, но не получилось. Спаситель остался тверд и отверг лукавого.

Именно после Крещения и начинается служение Господа Иисуса Христа, то великое дело, ради которого Он появился среди людей — борьба каждого человека со своими грехами.

Святая крещенская вода. Традиции в праздник крещения

Праздник Крещения начинается вечером 18 января — православные отмечают Крещенский Сочельник. В этот день соблюдают строгий пост. А название Сочельник пошло от блюда, которое традиционно готовят перед праздником Богоявления — сочиво, которое приготавливают из какой-либо крупы (можно из пшеничной или рисовой) с медом, изюмом или другими сладостями, которые можно употреблять в постные дни.

Сразу после литургии в сочельник в православных храмах происходит самая главная особенность богослужения на Крещении — чин Освящения воды, которая называется агиасмой или крещенской водой. Водоосвящение фактически происходит два раза — в сочельник и в сам праздник Богоявления Господня.

Первая традиция происходит, вероятнее, от древних христиан, когда после Утренней службы Богоявления крестили оглашенных. А вторая проистекает от обычая палестинских христиан в праздник Крещение Господне приходить на Иордан к месту, где крестился Спаситель.

При этом существует мнение о том, что это «разная» вода. Это неверно — освящение воды в оба эти дня проходит по одному чину.

Праздником Богоявления оканчиваются святки, и простые люди, еще с давних времен, готовились к празднованию Крещения, как к очистительному таинству от грехов. В том числе это и относилось к очищению от грехов, которые накопились из-за гадания на святки перед Богоявлением.

В сам праздник Крещения, по традиции, вода освящается в водоеме недалеко от храма. Во время морозов в эти дни прорубают «иордань», такую полынью в форме креста, рядом обычно ставят аналой и деревянный крест.

После литургии к этой проруби люди идут крестным ходом, священник служит молебен и три раза опускает в воду крест, испрашивая на воду Божие благословение. После чина освящения вода уже становится крещенской, люди умываются ею, желающие могут также окунуться в проруби.

В народе считается, что полноценное окунание в крещенской ледяной проруби очищает от грехов. На самом деле, это заблуждение, обряд купания относится только к народным, но не Церковным, традициям и обрядам.

Очищение грехов начинается только после осознания и искреннего раскаяния своих греховных поступков. Существует традиция окропить крещенской водой своё жилье, исполняя тропарь Богоявления.

Крещенскую воду можно хранить в пищевых емкостях целый год. При правильном отношении к ней, вода не портится, не цветет и не пахнет.

Сосуд, в которую набирается крещенская (или любая святая) вода, должен быть чистым, хранить его желательно в затемненном месте без доступа солнечных лучей. Если на бутылке имеется какая-либо этикетка, ее необходимо убрать.

Как говорится в Предании, все водное естество в ночь на Крещение освящается и становится подобным иорданским водам, прямо связанных с Крещением Господним. Духом Святым освящается Своим дыханием вся вода, в этот момент считается, что она везде святая, а не только там, где освятил ее священник. Само освящение — это видимый торжественный чин, который напоминает нам о том, что Бог здесь, рядом с нами на земле.

Крещенскую, или другую освященную воду, принято, вместе с кусочком просфоры, употреблять утром натощак перед едой, прочитав молитву:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

При болезнях или искушениях такую воду необходимо пить обязательно. При этом если в графин с обычной водой добавить немного крещенской воды, то вся она становится святой.

А святая блаженная Матрона Московская говорила, что можно немного крещенской или освященной воды налить на дно кружки или стакана, разбавить ее обычной водой и полить на себя во время принятия душа или ванны.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Дата: 17 января 2019
Автор: Пресс-служба Елабужского благочиния