Вопрос

27 марта в 08:31
Дмитрий
В большинстве храмов, продолжительность службы примерно одинаковая, однако, есть несколько храмов (совсем немного, и даже не всегда это - монастыри) где богослужения длятся значительно дольше. Выходит, происходит сокращение службы? А можно ли так делать?

admin572
15 сентября в 20:40
Рубрика «Вопрос священнику
Отвечает настоятель Спасского собора Елабуги иеромонах Кирилл (Забавнов)
Вопрос:
В большинстве храмов, продолжительность службы примерно одинаковая, однако, есть несколько храмов (совсем немного, и даже не всегда это - монастыри) где богослужения длятся значительно дольше. Выходит, происходит сокращение службы? А можно ли так делать?
Ответ:
Справедливо замечено, что в одних храмах богослужения проходят быстрее, а в других - несколько медленнее.
Обычно длительными богослужениями отличаются монастыри и храмы монастырских подворий, а также храмы, приписанные к монастырям.
Дело в том, что в монастырях богослужения совершают иеромонахи, которые живут в монастырях и стараются соблюдать порядок богослужений, близкий к Уставу. Однако и те богослужения, которые сегодня совершаются в монастырях, хотя и являются длительными, но все равно являются сокращенными по отношению к Типикону и богослужебному Уставу. В частности, можно сказать, что Всенощное бдение по Уставу совершалось бы не менее 7-8 часов. Сегодня даже в строгих монастырях, по крайней мере, нашей митрополии, Всенощное бдение совершается не более 2,5-3 часов. Это является сокращением богослужения по Уставу в силу немощи человека.
В большинстве храмов, часто - приходских и городских, где большинство прихожан - рабочие люди - вечерние богослужения, в том числе и Всенощное бдение, совершаются длительностью в 1,5-2 часа. Это в свою очередь является сокращением обоснованным и допустимым по снисхождению к людям, хотящим помолиться за тем или иным богослужением после работы или учёбы. Сокращение Устава упрощает их молитвословие после рабочего дня. Если бы рабочий человек пришёл бы после трудового дня на шести-восьмичасовую службу, то он вряд ли смог бы молиться или даже ходить на такие службы.
У нас нет общепринятого приходского Устава, которым руководствовались бы все храмы и служили бы одинаково.
Сокращение богослужения входит в область пастырской ответственности настоятеля того или иного прихода. Настоятель, по благословению правящего архиерея, имеет право сокращать службы в допустимом объёме, оставляя обязательную часть, неподлежащую сокращению.
В 1917-1918 гг. был созван Поместный Собор, где принимались уставные положения для приходских храмов, куда ходит городское рабочее население, где длительные службы невозможно в силу разных обстоятельств. Этот вопрос обсуждался на протяжении многих месяцев 1917-1918 гг. Были даже приняты некоторых положения, но в силу революционных событий, они не были претворены в жизнь. В частности, там рассматривалась возможность правильного сокращения длительности богослужения от 6-8 до 1,5-2 часов.
Храни Вас Бог!
Отвечает настоятель Спасского собора Елабуги иеромонах Кирилл (Забавнов)
Вопрос:
В большинстве храмов, продолжительность службы примерно одинаковая, однако, есть несколько храмов (совсем немного, и даже не всегда это - монастыри) где богослужения длятся значительно дольше. Выходит, происходит сокращение службы? А можно ли так делать?
Ответ:
Справедливо замечено, что в одних храмах богослужения проходят быстрее, а в других - несколько медленнее.
Обычно длительными богослужениями отличаются монастыри и храмы монастырских подворий, а также храмы, приписанные к монастырям.
Дело в том, что в монастырях богослужения совершают иеромонахи, которые живут в монастырях и стараются соблюдать порядок богослужений, близкий к Уставу. Однако и те богослужения, которые сегодня совершаются в монастырях, хотя и являются длительными, но все равно являются сокращенными по отношению к Типикону и богослужебному Уставу. В частности, можно сказать, что Всенощное бдение по Уставу совершалось бы не менее 7-8 часов. Сегодня даже в строгих монастырях, по крайней мере, нашей митрополии, Всенощное бдение совершается не более 2,5-3 часов. Это является сокращением богослужения по Уставу в силу немощи человека.
В большинстве храмов, часто - приходских и городских, где большинство прихожан - рабочие люди - вечерние богослужения, в том числе и Всенощное бдение, совершаются длительностью в 1,5-2 часа. Это в свою очередь является сокращением обоснованным и допустимым по снисхождению к людям, хотящим помолиться за тем или иным богослужением после работы или учёбы. Сокращение Устава упрощает их молитвословие после рабочего дня. Если бы рабочий человек пришёл бы после трудового дня на шести-восьмичасовую службу, то он вряд ли смог бы молиться или даже ходить на такие службы.
У нас нет общепринятого приходского Устава, которым руководствовались бы все храмы и служили бы одинаково.
Сокращение богослужения входит в область пастырской ответственности настоятеля того или иного прихода. Настоятель, по благословению правящего архиерея, имеет право сокращать службы в допустимом объёме, оставляя обязательную часть, неподлежащую сокращению.
В 1917-1918 гг. был созван Поместный Собор, где принимались уставные положения для приходских храмов, куда ходит городское рабочее население, где длительные службы невозможно в силу разных обстоятельств. Этот вопрос обсуждался на протяжении многих месяцев 1917-1918 гг. Были даже приняты некоторых положения, но в силу революционных событий, они не были претворены в жизнь. В частности, там рассматривалась возможность правильного сокращения длительности богослужения от 6-8 до 1,5-2 часов.
Храни Вас Бог!
— с уважением, admin572