Назад

Иеромонах Кирилл (Забавнов)

Проповедь благочинного Елабужского округа иеромонаха Кирилла (Забавнова) в Спасском соборе Елабуги по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста 3 марта 2025 года

 

Дорогие братья и сестры!

Завершился первый день великопостного подвига Святой Четыредесятницы.

И в наступивший вечер, по обычаю, мы с вами собираемся в святом храме для того, чтобы молитвами и словами канона преподобного Андрея Критского вознести к Богу наши покаянные слезы.

"Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?". "Где я положу начало? Куда я пойду, чтобы возрыдать и стенать о своих грехах?", - начинает свой канон Андрей Критский.

На протяжении всего канона, который мы будем читать и делить его на 4 части, первую часть из которых мы сегодня прочли, за Великим повечерием, так называется сегодняшнее богослужение, которое будет совершаться на протяжении всего Великого Поста - эти первые четыре вечера будут напоминать нам о том, чтобы мы сразу, как только включились с понедельника в Великий пост, осознали, что не только и не столько, да и вообще не в рационе и кулинарии состоит пост, а в покаянном чувстве, в покаянном устроении сердца, как говорят наши отцы.

Преподобный Андрей Критский, обращаясь к Богу, приводит примеры Ветхозаветных праотцов, и чаще всего именно Ветхий Завет мы вспоминаем с вами тогда, когда вступаем в Великий Пост.

Мы очень редко обращаемся к Священному Писанию, разве только тогда, когда приходим в храм, и при условии, что в храме вообще есть проповедник, ведь не в каждом храме священники произносят проповедь, даже в нашем благочинии есть такие проблемы. Мы стараемся готовиться, и отец Михаил, и отец Роман, и я готовимся к тому, чтобы произнести проповедь, потому что в воскресенье и какие-то такие памятные даты нельзя отпускать по долгу своего предназначения как священника свою паству, своих овец без назидания и без Слова Божия, а тем более тогда, когда нам предстоит пройти этот постный подвиг.

Эти несколько дней на самом деле не очень больших, не очень длинных, но долгожданных дней – изменение, весна нашей души. Мы ждем рассвета в нашей душе, мы ждем расцветания тех плодов и тех почек нашей духовной весны, которые вместе с растениями пробуждаются при лучах солнечного света.

Что является для верующего человека таким лучом солнечного света? Для человека таким источником жизни и света является Господь. Без Бога не до порога, говорили наши предки. И сегодня, когда мы начали читать Великий Канон, то именно первая часть обращает свое внимание на первую главу книги Бытия, и не только ее, но и нескольких других книг сегодня мы коснулись через гимнографические тексты от святого Андрея.

И вот первая глава книги Бытия повествует нам о создании мира, о том, что за шесть дней Господь сотворил мир и в шестой день, как царя, как короля, как великого вельможу, он создает человека. Создает человека в последний день, в шестой, после того, как были созданы и реки, и моря, и растения, и все животные, последним создает человека. Именно в той последовательности, которую найдут у нас эволюционисты в споре с креационистами, что мир создавался постепенно. Но мы не будем сегодня вдаваться в биологическое устроение нашей планеты. Мы лишь увидим, каково предназначение человека в этом мире.

Бог создает человека после всех, но после всех это не значит, что он стоит в очереди последним. А наоборот, как говорит святитель Василий Великий, как иногда мы встречаем великого человека, царя, готовится все, что можно. Украшается город, чистятся дороги, люди преображаются, одеваются в красивые одежды. То же самое, говорит, и Бог готовил для человека, создавал всю красоту этого мира, и флору, и фауну, и звезды небесные, и луну, и солнце, а потом вселяет туда человека и как бы говорит тем самым «вот, человек, владычествуй», «вот человек тебе и птицы животные и все остальное что я сотворил это все для тебя, управляй этим». И действительно дает Адаму право нарекать имена животным, именно человек нарекает имена животным как властелин этого мира, как богоподобное существо, как образ и подобие своего Небесного Отца, но произошло то, что произошло. Человек отступился от единой заповеди, от заповеди воздержания: не ешь, сказал Господь, с этого дерева, но человек соблазнился через змия, через жену свою Еву.

Мы знаем о том, что человек оступился и нарушил заповедь воздержания. И вот вам ответ, почему мы постимся кулинарно. Почему мы постимся, соблюдая, в том числе и пост в еде. Первое нарушение заповеди было именно вкушение запретного плода. И Адам отступился, но у него была возможность покаяться, и в пятницу первой седмицы поста мы услышим за Литургией прежде освященных даров знакомый для нас уже голос, и для Адама этот голос, эти слова, эта фраза будет звучать на протяжении всей его жизни, только уже потом вне рая. «Адам! Где ты? Адам!», - голос Бога, - «Где ты?». Когда Адам поскользнулся и когда согрешил, стал стесняться Бога, спрятался, оделся в кожаные ризы вместе с Евой, до этого они ходили нагими, и вот это все происходит, какие-то изменения на психологическом, мы бы сегодня сказали, уровне: Адам боится встречи с Богом, для него нахождение рядом с Богом становится невыносимым. Вот, к чему приводит грех.

Мы видим это в первой главе книги Бытия, в первой книге Библии нашей. Как только Адам согрешает, для него голос Бога становится невыносимым. Он прячется от Бога. А можно ли спрятаться от всевидящего Бога? Помрачение ума. Глупый Адам. Глупый. Как можно спрятаться от всевидящего ока Божия? Вы видите, что это не только стыд перед Богом, но и сразу ум стал притупленный, потому что Адам стал бояться того, прятаться от того, от кого не спрячешься. Глупец. А кто Адам? Адам – это мы все с вами. Потому что, когда мы согрешаем, если мы, конечно, видим свои грехи, а чаще мы их не видим, нам удобнее разглядеть их в других людях – тех, кто осуждает, тех, кто нам не нравится, что-то не так делает, не так живет и так далее. Но самое главное, что вот этот интервал, вот это расстояние, которое произошло между Богом и человеком, оно явилось следствием греха. Адам находился в раю, но потерял его.

Что такое состояние рая для нас? Вот мы с вами не были ни в раю, ни в аду, мы находимся в каком-то как будто буферном таком состоянии. Вот в этом мире, в который нас закинула наша жизнь, наша судьба, если философски посмотреть на нашу жизнь, мы где вообще находимся? И вот Великий Пост, как раз-таки, каждый год нам предлагает посмотреть вокруг себя, где я нахожусь, в раю или в аду, и святитель Василий Великий так и говорит, он говорит, что рай и ад – это не место, куда ходит поезд, автобус, это не место, куда я потом попаду после смерти, а ад и рай начинаются здесь и сейчас, говорят святые отцы.

И вот в этот момент нам следует посмотреть, где я сейчас нахожусь. И каждый из нас понимает, я встречался с людьми, и вы тоже таких людей встречали, у которых есть все, есть дом, есть жена, есть муж, есть дети, есть все необходимое для жизни, казалось бы, ешь, пей, веселись, радуйся, но он чувствует себя в аду, потому что мира и Царство Божие вне Бога живет он, он не приобрел. И наоборот, мы видели тех, кто живет на краю села, в развалившейся избушке, какую-нибудь дряхлую старушку, которая живет в раю, ей больше ничего не надо, кроме этих четырех стен и, извините, сортира на улице. Она в раю себя чувствует и живет.

Что же такое с человеком? Что же такое рай и ад? Мы-то думаем, собирая сокровища здесь, что вот оно, я сейчас приобрету, я сейчас построю, мы ждем, живем завтрашним днем, вот мы сейчас это делаем, у нас будет вот это, мы вот это сделаем, вот это, проходит целая жизнь, его несут уже на кладбище, а тело еще не успокоилось от прожитой жизни, от того, что человек ничего, оказывается, в жизни не успел сделать за это время.

Великий Пост сегодня напоминает нам о том, что жизнь в грехе, жизнь без Бога – это жизнь вне рая.

И рай можно, священномученик Кирилл Казанский это подтвердил, что рай можно увидеть там, где это сделать очень тяжело. Когда его посадили в темницу, ему создали такие условия, что ему было невозможно молиться. Мучители так думали. Они думали, что они сейчас посадят его в эту камеру, включат звук погромче, и у святого Кирилла Казанского действительно лилась кровь из ушей, а он громче и громче молился Господу Богу и ничего не мешало его состоянию, не покидало его состояние рая.

Когда мы заходим в Спасский собор, мы видим две фрески, сразу при входе, на первом своде, одна из фресок посвящена созданию и благословению Богом Адама и Евы. И Он заселяет их и говорит, «Вот ваш рай». И когда мы заходим в храм, мы видим это перед собой, и создается ощущение присутствия в раю. Предки, строившие Спасский собор, читали святых отцов и знали канон Андрея Критского и понимали, что рай там, где Бог, а где Бог вокруг нас? В храме, в душе, в сердце, там, где больше всего льется молитва к Богу.

Сколько бы мы себе не доказывали о том, что Бог в душе, что я могу молиться дома, что я могу молиться в храме, что я могу молиться вне храма, то нам нисколько мы этот доказательств не приведем, потому что без храма Божия, без участия в Святых Таинствах невозможно спасения человека.

Когда наши предки пытались украсить, и у них получилось, наш большой Спасский собор, то они поместили живопись рая на самое переднее место. И как только человек ходил в храм, он попадал как будто бы в рай. Приглядитесь, когда будет светло, придите пораньше на службу, увидите. И мы возможно восстановим эти живописи. Через несколько дней приедет к нам сюда живописец, реставратор, и мы обязательно организуем встречу с прихожанами, чтобы он показал и рассказал, какие чудеса у нас скрываются под этим слоем копоти и что у нас было утеряно.

Но самое удивительное другое: когда мы выходим из Спасского собора, то видим фреску грозного ангела, показывающего пальцем на выход из рая. Вот какой смысл вкладывали наши предки в храм, что храм – это как Царство Божие, ты как в раю, заходя сюда. Но когда ты выходишь, ангел грозный напоминает: выходя из храма, ты попадаешь в ад. Это, конечно, не значит, что все, что вне храма находится в аду, но предупреждение о том, что в храме возможно спасение и легче с молитвой, с церковным богослужением и тем устройством, веками сложенном, спастись и услышать голос Божий, который некогда Адам потерял, и каждый из нас его может услышать.

«Адам, где ты? Адам!». Великий пост начался. Каждый себе задайте этот вопрос в своей душе. Услышьте зов Божий, поймите, где вы, в раю или в аду. Не только в Великий пост, не только в праздники, но и в другое время года нужно обязательно любить храм Божий, который мы так недооцениваем, так не любим, и часто угнетаем себя постами, молитвами, правилом к Причащению, и думаем, что, только прочитав молитвы к Причащению и правильно «попостясь», мы будем достойны Господа Бога. Да даже если мы будем ничего не есть и не вылезать из храма и жить прямо здесь, мы никогда не будем достойны того Причащения и той благодати, которой Господь сподобляет нас каждый день. Поэтому никогда не будем никогда себя оправдывать какими-то недочитанными молитвами и не будем себя лишать храма Божия из-за того, что мы там не «допостились» или еще чего-то не доделали, какие-то обряды не сделали.

Неужели количество поклонов нас разделяет от Бога? Неужели то, что я не могу поститься, или пощусь не так, как другие, или еще какие-то правила не соблюдаю, отделяет нас так сильно от Бога?

Зайди, человек, услышь зов Божий, зайди в рай, зайди в церковь Божию и услышь те слова, которые веками, для этого Спасский собор и строился, звучат. Чтобы канон Андрея Критского здесь читался, не для того, чтобы ходили здесь туристы и пальцем показывали, какой Адам там красивый нарисован под куполом, не для этого, а для того, чтобы, когда ты увидел Адама на живописи, ты вспомнил, чего ты, человек, был достоин, что ты создан ты в раю был. Человек был не в аду, он был в раю. И обернись назад, когда будешь выходить из храма, перед тобой будет ад. Вот о чем и для чего расписывались храмы. Нас, мусульмане, иногда не понимают, почему мы делаем изображения. Но мы считаем, что иконы, помимо богословского смысла, имеют дидактический смысл. Любой преподаватель, учитель, особенно сегодня, в 21 веке скажет, что невозможно без картинок, фильмов преподавать, особенно детям. Мы все дети Божьи, и для нас очень нужно напоминание. Когда святые на иконах по всему храму, когда на сводах и на стенах изображаются те или иные фрагменты из Библии, то это напоминание нам о том, что мы в раю, мы вместе со святыми, вместе с Петром и Павлом, вместе с Архангелом Михаилом, со всеми, кто изображен в одном порыве – и земная, и небесная церковь.

Представляете, что в церкви творится, когда мы молимся? Мы себя часто забываем, что хор, когда поет, он поет вместе с херувимами и серафимами. Когда священник служит, он должен понимать и осознавать – себе сейчас говорю, отцу Михаилу, нам, батюшкам. Объясняю, сам себе напоминаю, о том, что мы как ангелы, мы как медсестра у хирургов стоим, не мы даем вам жизнь, не мы даем отпущение греков, когда вы на исповеди приходите, не отец Роман, не отец Михаил, не отец Кирилл, а Бог, прощая грехи. Мы как медсестры только стоим и подаем ему все слова через нас, возносимые Богу.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, об этом предназначении, о нашем великом предназначении, о том, что мы были созданы в раю, и в раю нужно оставаться, несмотря ни на что, несмотря на наши жизни и невзгоды, быть в раю, а выходя из храма, вдруг увидя грозного ангела, вам все-таки он откроется и покажется, не забывайте, что, оказавшись вне Бога, не просто вне здания церкви, оказавшись вне Бога, мы будем в аду.

Аминь. Божьей помощи всем, Ангела-хранителя, спаси Господи за молитву.

 

Дата: 11 марта 2025
Автор: Иеромонах Кирилл (Забавнов)
Источник: Спасский собор г. Елабуга ВК