Назад

Протоиерей Василий Ермаков

Проповедь, сказанная прот. Василием Ермаковым 20 июля 2003 г. в храме прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Санкт-Петербург. День памяти Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 году)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В жизни человеческой, особенно в мире на сегодня, особенно в прошлом, кровавом 20-м веке, когда люди сами сознательно отошли от Бога, когда пришла беда, пришла война, пришли послевоенные страдания — тогда россиян почесал затылок рукой и решил обратиться к Богу. Но к Богу, не так как вы пришли, а именно умом, душой и сердцем, а чисто экономически. А именно — если мне Бог даст выиграть займ, получить квартиру, замуж хорошо выйти, найти хорошего помощника и прочее житейское — вот тогда я буду верить в Бога.

То есть начало положено торговли с Богом. Как будто Бог — это земная коррупция, земная распродажа желаний и отдача того, что просят. Забывая о том, что к Богу надо идти душой и телом, понимая, сознавая, что Бог есть, и если кто-то после войны из нас остался жив-здоров, кто-то вернулся с поля брани ни раненный, ни контуженный, то значит — не случай, не случайно он остался на этой земле, а чтобы дальше жить в Вере в Бога.

Но нет, понеслось, поехало и пошло — человек занялся своим телоуслаждением. Ешь, пьянствуй, пей, веселись, пока медленно они не докатились до Валаамских сторон, где был инвалидный дом участников Великой Отечественной войны. Я еще сам застал и видел. «Не сочтите оскорблением, но дайте мне на кружку пива». Я русский, я сам застал войну: «ну ладно, брат, возьми». И жалко было — то есть в жизни люди никак не могут разобраться, где же Бог и где находится человеческое желание. И после страшных переживаний тех дней войны, почему люди, мое поколение, не вернулось к Богу? Почему оно не стало верить в Бога? Почему после войны было сложно увидеть, почти невозможно, фронтовика, почему в день Победы в нашем храме я не вижу, чтоб пришел и помолился со мной этот фронтовик? А только: «Где ставится свечка за упокой?» — качаясь на фронтовых 100 грамм. А чего ты хочешь? «Где поставить свечку, а дальше я пошел».

Сегодня, вспоминая 60-летие страшной Курской битвы, посмотрите, как они празднуют. Нет души, нет духовности. Вот так и сегодня живут фронтовики, которые много пережили, которые много видели, а когда смерть стояла перед их взором — не видели Бога. И когда сегодня фальшиво, надуто, говорят о том, что «мы видели икону во время Курской битвы» — что-то, ребята, я там был, я видел всполохи, я видел небо с самолетами, я видел танки, а чтобы икона? А как явилась-то, если там страшное всё вспоминалось, всё кроме Бога. Вот, это вам назидание. Вам, верующим, я говорю, что человек может свободно прийти к Богу, может подойти сознательно к Богу, но не надо Бога подминать под свои желания.

Как об этом сегодня ясно, наглядно читалось Евангелие от Матфея — исцеление бесноватых. Люди боялись мимо них пройти, пока те не обратились к Богу: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас». Он их исцелил по вере их. И как же к этому чуду явному, которое совершил Спаситель перед взором этих жителей страны Гергесинской, как они отнеслись? Они отнеслись к Богу, как и мы, относимся на сегодня: «Отойди от нас, Господи! Ты нам не нужен, нам с Тобой делать нечего, Ты не тот, кому я хочу верить». Потому что они потеряли стадо свиное. Оно утонуло в Генисаретском озере, потеряли доход, потеряли цель своей жизни. Свиньи, свинячий образ жизни, свинячий страх: «Отойди от нас!»

Вот так и на сегодня: «Отойди от нас, нам Бог не нужен». Человек совершает грех, грех наркомании, грех распутства: «Отойди от нас, Господи», грех убийства людей близких ради каких-то кровавых денег: «Отойди от нас, Господи, Ты нам не нужен, мы без Тебя будем жить, нам очень хорошо». Нам нужен Бог, который исполняет человеческие наши желания, страстные, жестокие, которые щекочут нервы человеческие: «Ах, как хорошо жить без Бога»! И вам об этом говорят: «Вот мы хорошо живем, а ты молишься, ты ходишь в церковь, носишь крест не для формы, совершаешь молитвенное правило, делаешь, что положено и должно, а почему же ты живешь хуже нас?» Да мы живем, жили, и будем жить хуже них и поэтому Господь и дарует нам долгожительство, спокойствие, исцеление, радость того, что я жив и здоров, и мы безвременно не уходим из этого мира, и мы знаем, что нам сегодня трудно, а завтра будет все хорошо. Вот только верь! Потому что человек, как и они, забывшие Бога, получив услаждение жизни, трепещет, что отойдет сегодня этот ломоть хлеба, отойдет, уведут, возьмут, прибьют. Как они трепещут, вооружаясь, думая о том, что будут вечно царями на земле. Не вышло, не получится, Бог не даст того, что они просят у Него. И Наглядное пособие — мы жили без Бога в 20-м веке и получили по полной программе. Слава Богу, вас не было, а ваши бабушки, дедушки хорошо получили — гражданская война, раскулачивание, голодовка 30-х годов, война, трудности послевоенного времени. И вот я сегодня встречаю людей рожденных в 46-м году, послевоенного времени:

— Ты мне объясни, как ты жила, с 50-х годов после войны, как все?

— Как все….

НУ и получила — лицо, как печеное яблоко. Как жила — то и получи на своем личике. И кричит: «Вот Бог-то мне не дает, Бог меня не слышит». А что вы сделали для Бога? Что принесли Богу, что сказали нашей Отчизне о Боге, людям окружающим? В те послевоенные школьные года, что вам говорили ваши учителя?

«Бога нет» — в хрущевское время, «Бог не нужен, долой храмы, долой иконы, и все это вам не надо. Вот другое дело — комсомольцы, пионеры, а вы что?» Вот она, ваша жизнь. И они, даже на фоне этого разбойничьего уничижения России, не осознали, почему получилось не так, как они хотели, как обещали, как предсказывали, как насильно толкали — идите, делайте все. Почему за нами не пошли тогда? За верующими? Почему? Что они не видели нас, детей России, верующих в то же трудное время в Бога, призывающих к Богу, твердо стоящих на своем уповании. Почему же? А потому что материального Бог тогда не давал. Нас он укреплял в крестоношении, нас укреплял в вере, нас укреплял в той радости взгляда на будущее, что наступит время-то, не вечно будут царствовать коммунисты, наступит время Православия, чистых исповедников, мучеников за веру Православную, кто не поклонился, кто не возжег бесовский фимиам земле мавзолея, кто остался твердым. В Храме Божьем были ваши верующие родители. Вот я встречаю блокадников:

— Тётя, ты как жила в блокаду, ты хоть дорогу к Богу знала?

А ей 85 лет:

— Да не…

— А чего тебе мешало?

— А зачем мне надо было?

Ну, Господь может еще таких выродков общества оставит для покаяния. Ругая всю власть, ругая своих внуков, детей, что не помогают, знай — как ты молилась, то и получи. Как молишься — так и подают. Вот та страшная картина жизни каждого из нас, когда мы гоним Бога из своего сознания, из своего сердца, из своего поведения, из своей обязанности верить и молиться, когда мы совершаемый необходимый, любвеобильный радостный грех своей жизни. Мы легко грех совершаем, не думая, раз — и пошла. Напился, накололся, накурился, натанцевался, домой не пришел — и ладно. А когда уже начинается плата, то обвиняют, что вот сидит там, пожизненно осужденный пес, а он не виновен.

Вы поймите меня правильно — без вины сегодня не толкают, значит, кому-то помогал, кому-то что-то делал, за его помощь кому-то — люди страдали, людей убивали, люди гибли. Пришло время и его схватили, как хватают всех. Вы знаете олигархов и наших миллиардеров которые начинают обижаться — закон нарушается, свобода личности нарушается… А что вы думали раньше-то? Ведь копейка-то народная, а не его. А то, что он кого-то обманул, вот и пришел черный день. Вот то, что он просил — богатство, Бог дал, но за это богатство — оё-ёй, придется платить. Вы живете, вы будете жить, и вот мне хотелось бы вам сказать о том, чтобы на будущее просили у Бога здоровья, милости, крепости, семейного благополучия, чтобы не отходили от Бога, чтоб Бога не гнали от себя своими страстями, своими человеческими желаниями: «Я хочу», чтобы вы никогда не поддались тому обману временного взгляда на жизнь, чтобы у вас не кружилась голова от временных успехов — благополучие в жизни Бог вам послал, а не мои ручки, мое сознание. Потому что: Бог дал — Бог и взял. Бог, когда берет, мы начинаем сопротивляться и орать: «Зачем? Это мое!» А ты пойми, какими путями ты это заполучил? Так что, мои дорогие, вы будете жить, повторяю, вам надо жить и вам вместе с тем надо учить непутевых мира сего, чтобы они от Бога не отказывались, чтобы они от Бога не отходили, чтобы они ценили дар Божий — то, что мы верим в Бога, что Бог нам помогает, вот тогда и будет счастье и благополучие в мировом масштабе, а в России тем более.

Вы сами видите, сейчас мое поколение блокады кричит: «даешь, что было! Давайте мы опять, мы не те, которые были 70 лет назад». Все осталось прежним, только говорильня по-другому теперь, другие фразы нашли и другие лже-обещания: «Мы вас стрелять не будем, вешать вас не будем». А то, что — «программу школьную, грязную будем внедрять»? А то, что — «не дадим вам основы православной культуры»? А то, что — «мы заставим церковь опять на нас работать и прочее?» Всё тоже самое осталось, только подчас вам этого не видно. Исподтишка. Не случайно, а сознательно, продуманно, обоснованно. И поэтому дай Бог вам иметь твердейшую веру! Господь призвал вас, Господь вам все даровал — и здоровье, и здесь временные страдания, чтобы вы не зарывались, а знали Бога и помнили, что мой сыновний, дочерний путь — к Богу, помолиться. И Господь нам дарует исцеление, дарует нам то, что знает про нас прежде нашего прошения. Вот так надо жить, надеясь, полагаясь, обращаясь к Богу. Но никогда не гоните Бога во временных трудностях своей жизни — Бог всегда с нами.

Аминь!

Дата: 23 августа 2017
Автор: Протоиерей Василий Ермаков
Источник: Азбука веры

Похожие новости