Назад

Следящий взгляд

Следящий взгляд

Любители духовного искусства всегда найдут, что посмотреть в Спасо-Преображенском храме села Большие Кабаны: живописные иконы разных стилей и направлений, архитектура строения, барочная резьба царских врат.

На многое можно обратить внимание, если несуетливо помолиться и, так сказать, «раствориться» в церковной атмосфере.

В левом приделе храма невольно чувствуешь на себе чей-то пристальный взгляд. Оглядевшись, встречаешься глазами со Спасителем. Христос смотрит на тебя в какой бы точке придела ты не находился.

Иконостас, в котором находится этот образ Господа Вседержителя, относится к академической (реалистической) школе живописи второй половины XIX века.

Такая живописная манера пришла к нам с Запада и получила широкое распространение в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.).

Мастера начали активно использовать перспективу, светотень и портретную достоверность. До этого такой принцип использовался только в так называемых «фаюмских портретах» — погребальных картинах, созданных в I-III веках от Рождества Христова в египетской местности, где проживали переселившиеся греки.

Эффект следящих глаз был открыт художниками Возрождения. Самое известное произведение — «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи. Девушка с загадочной улыбкой с портрета смотрит именно на вас. Этот прием изографы стали использовать и в написании икон.

Достаточно вспомнить вид икон под общим названием «Спас Ярое Око», первая из которых написана в середине XIV века греческим художником, работавшим в Москве. «Всевидец Господь в одном акте Божественного видения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!» — писал об этом образе праведный Иоанн Кронштадтский.

И в самом деле, следящий эффект помогает человеку достичь большего покаяния через осознание того, что где бы ты ни находился, скрыться от Бога невозможно.

Дата: 05 марта 2019