• Главная
  • Новости
      __/novosti/__
  • Церковные новости
      __/novosti/novosti-mitropolii-i-cerkvi/__
  • В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Феофан совершил повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Богородицком монастыре Казани
Назад

В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Феофан совершил повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Богородицком монастыре Казани

В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Феофан совершил повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Богородицком монастыре Казани

Вечером 11 марта 2019 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Крестовоздвиженском храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Перед началом вечернего богослужения правящий архиерей побывал в строящемся соборе Казанской иконы Божией Матери, где ознакомился с ходом внутренних отделочных работ.

За повечерием молились наместник обители игумен Марк (Виленский) с братией. Песнопения исполнил архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова.

По окончании богослужения глава митрополии обратился к верующим с архипастырским словом:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Закончился первый день святого Великого поста. По уставу Церкви первые четыре дня на повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Слушая канон, можно пройти долгий путь человечества, почерпнуть многие примеры, как говорит святой Андрей Критский, «от праведных и неправедных».

Остановимся на некоторых образах канона. «На горе спасайся, душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай. Бегай запаления, о душе, бегай Содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене». Многие помнят, о чем идет речь. Являются праотцу Аврааму у дуба Мамврийского ангелы и он вступает в беседу с ними — спрашивает, куда они идут. Они рассказывают ему о своей печальной миссии, что идут они по повелению Божию к нечестивым городам Содому и Гоморре, где разврат достиг неимоверных размеров. Дальше Господь не намерен терпеть это и посылает ангелов попалить нечестивцев огнем. Когда же ангелы пришли к стенам городов, то пораженные их красотой развращенные жители начали приставать к ним, дабы совершить грех. И был там один праведник, который возмутился, — Лот. Ангелы берут Лота и его семейство и выводят из города, предупредив, что следует бежать и не оглядываться на картину кары Божией. На города сошел огонь и все было уничтожено. Жена Лота по любопытству и маловерию оборачивается и превращается в соляной столб (см. Быт. 19:1-26).

Как строг Господь, за разврат уничтоживший целые города! По сей день в тех местах очень высокая концентрация соли и нет никакой жизни. Преподобный Андрей напоминает об этом историческом событии своим современникам. И мы из года в год, из века в век читаем его канон. А теперь давайте почитаем книгу нашего времени. Что мы, живущие в XXI веке, увидим? То, за что Бог сжег целые города, сегодня процветает в мире. Эти пороки проникают во все слои общества, извращенность становится «нормой», нас приучают к тому, что это нормально. И когда меня спрашивают об отношении к этим явлениям, я не могу отвечать иначе, чем повелел Бог, уничтоживший города за такие грехи.

Что делать нам, живущим в этом развращенном мире? Потоки беззакония врываются в наши семьи, в наш разум и сердце через СМИ, через Интернет и газеты. Везде прославляется порок. Что сказали ангелы Лоту? Беги! Куда же бежать нам? В леса, в пустыни? Но огонь геенский — в душе, и не спасешься. Надо проявлять волю, надо бороться там, внутри. Приходят помыслы грешные, грязные — надо бороться, мысленно отвергать их. И всегда следует помнить, что мы не одни. Мы верующие люди, и мы верим, что с нами Бог. Если постоянно будем вести эту тяжелую брань, Господь будет помогать нам. В Содоме и Гоморре было немного жителей, но Авраам допытывался: «Если там найдутся праведники, Господь помилует города?» Нас же гораздо больше, и живы мы благодаря тому, что есть праведные души, нередко неведомые миру. Не те, кто прославляют себя — нет, так праведники не живут. Они не нуждаются в рекламе, но скрывают свою праведность. Не считали себя святыми, но называли себя самыми грешными. Чем чище живёт человек, тем больше он ощущает свою неправедность перед Всевышним. А как только человек начинает говорить о себе, как о чистом и святом — все, пропал. На духовном языке это называется прелесть, и она более опасна, чем плотские грехи.

Господь говорит нам: будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16). Святость — та цель, к которой мы должны стремиться. Но суть ее не в ощущении каких-то благодатных даров. Святость там, где человек осознает свою греховность. Из житий известны случаи, когда бесы стремились искусить святых даже на смертном одре: «Ты же святой! Пусти нас». И следовал ответ: «Отойди от меня, сатана. Свят один Бог»

В своем каноне преподобный Андрей на примере Содома и Гоморры напоминает, что человечество не стало святей. Никто не знает ни дня, ни часа приближающегося конца, но имеющиеся признаки говорят о многом. Поэтому, слушая канон, который говорит нам о праведниках и грешниках, давайте подражать первым, чего вам и себе желаю. Аминь.

12 марта, во вторник, правящий архиерей совершит чтение Великого канона преподобного Андрея Критского в Никольском кафедральном соборе города Казани. Начало богослужения в 17.00.

Дата: 11 марта 2019