Назад

Что нужно знать, идя в храм Великим постом

Что нужно знать, идя в храм Великим постом

Целых три с лишним часа длится Великим постом утреннее богослужение в храмах! И это не динамичная Божественная литургия, а монотонное пение и чтение молитв, перемежаемое выходящим на амвон священником в чёрных одеждах, который читает молитву Ефрема Сирина и кланяется, стоя на коленях.

Между тем, пенсионеров и отпускников можно назвать настоящими счастливцами — всё же именно в таких службах и познаётся по-настоящему Великий пост. Мы, приезжающие в храм вечером за пять минут до конца канона Андрея Критского, совсем чуть-чуть успеваем коснуться великопостной церковной жизни, а вот те, кто пришёл утром к семи, а ушёл в обед... Эти блаженны.

Тут ещё надо помнить, что в субботы и воскресенья Великий пост как бы прерывается — так положено, поститься особо и нельзя, а потому служится полная Божественная литургия, всё сияет и ликует — хотя, конечно, есть и постовые особенности, особенно в субботу вечером. Но всё же ощутить дух «весны покаяния» мы можем в полной мере лишь на будничных службах. Поэтому если кто-то сможет, обязательно отпрашивайтесь, и приходите — как минимум, в среду или пятницу, чтобы причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров.

Вот только настроиться надо, и подготовиться. Это ведь непросто — сходи-ка, постой несколько часов, помолись! Тяжело не только нам, но и священникам. Об этом нет-нет, да и напишет в своих дневниках отец Александр Шмеман.

«Трудность всякого начала: например, Великого поста, — констатирует он в одной из таких записей. — «Не хочется». Отсюда необходимость сначала и во всём — терпения. «Терпением спасайте душу вашу». Терпение — это приятие сквозь «не хочется», это заглушение этого «не хочется» ... приятием, подчинением себя, то есть послушанием. И терпение рано или поздно превращается в «хочется». И наконец то, чего «не хотелось», оборачивается счастьем, полнотой, даром. И уже заранее печалишься, что оно уйдёт».

А в книге «Великий пост» отец Александр очень точно и проникновенно описывает таинственный «механизм», которым продолжительные и, по видимости, монотонные, моления, воздействуют на нас с вами.

«Эта продолжительная и единообразная служба необходима для того, чтобы мы почувствовали тайну и сперва незаметное «действие» в нашем сердце этого богослужения. Мало-помалу мы начинаем понимать или скорее чувствовать, что эта печаль действительно «светлая», что какое-то таинственное преображение начинает совершаться в нас.

Как будто мы попадаем в такое место, куда не достигают шум и суета жизни, улицы, всего того, что обычно наполняет наши дни и даже ночи, – место, где вся эта суета не имеет над нами власти. Все, что казалось таким важным и наполняло нашу душу, то состояние тревоги, которое стало почти нашей второй природой, куда-то исчезает, и мы начинаем испытывать освобождение, чувствуем себя легкими и счастливыми.

Это не то шумное, поверхностное счастье, которое приходит и уходит двадцать раз в день, такое хрупкое и непостоянное; это – глубокое счастье, которое происходит не от одной определенной причины, но оттого, что душа наша, по словам Достоевского, прикоснулась к «иному миру». И прикоснулась она к тому, что полно света, мира, радости и невыразимой надежды.

Мы понимаем тогда, почему службы должны быть длинными и как будто монотонными. Мы понимаем, что совершенно невозможно перейти из нормального состояния нашей души, наполненной суетой, спешкой, заботами, в тот иной мир, без того, чтобы сперва «успокоиться», восстановить в себе известную степень внутренней устойчивости.

Вот почему те, которые думают о церковных службах только как о каких-то «обязательствах», которые всегда спрашивают о «минимальных требованиях» («как часто мы должны ходить в церковь?», «как часто мы должны молиться?») никогда не смогут понять настоящего значения богослужений, переносящих нас в иной мир – в присутствие Самого Бога! – но переносят они нас туда не сразу, а медленно, благодаря нашей падшей природе, потерявшей способность естественно входить в этот «иной мир».

И вот, когда мы испытываем это таинственное освобождение, легкость и мир, печальное однообразие богослужения приобретает новый смысл, оно преображено; оно освящено внутренней красотой, как ранним лучом солнца, который начинает освещать вершину горы, когда внизу, в долине, еще темно. Этот свет и скрытая радость исходят из частого пения «Аллилуйя», от общего «настроения» великопостных богослужений. То, что казалось сперва однообразием, превращается теперь в мир; то, что сперва звучало печалью, воспринимается теперь как самые первые движения души, возвращающейся к утерянной глубине. Это то, что возвещает нам каждое утро первый стих великопостного «Аллилуйя»:

От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя.
С раннего утра мой дух стремится к Тебе, Боже, потому что Твои повеления – свет (на земле).

«Печальный свет»: печаль моего изгнания, растраченной жизни; свет Божиего присутствия и прощения, радость возродившейся любви к Богу и мир возвращения в Дом Отца. Таково настроение великопостного богослужения; таково его первое соприкосновение с моей душой».

Удивительные слова удивительного отца Александра... Всякий, кто хоть сколько-то начинает не просто интересоваться, а жить Церковью, сразу ощущает: за порогом храма действительно происходит нечто таинственное и чудесное, там и вправду престол Господа, и тайное место Его особого присутствия. Это ещё три тысячи лет назад ощущал царь Давид, и произнёс слова, которые сегодня мы слышали на богослужении: «Один день во дворах Твоих лучше тысячи».

Итак, если кто может — узнавайте расписание в церквях своего города, вставайте пораньше и, умывшись, бегите на великопостные службы. Наш совет: при прочих равных условиях гораздо легче будет молиться в маленьких храмах, либо там, где всё в порядке со звукоусилительной аппаратурой. Стоять четыре часа и не понимать ни одного слова, звучащего из уст чтецов и певчих — это не самая хорошая штука.

Кроме того, настоятельно рекомендуем скачать приложение «Богослужебные указания» и внимательно изучить ход молитв — по утрам Великим постом друг друга сменяют несколько разных служб, и в указаниях за понедельник 11 марта 2019 года всё это подробно расписано. Можно даже с телефоном в руках стоять в храме и посматривать туда, чтобы понимать, на каком этапе служба — если наличие у вас включённого гаджета никого не смутит.

В самом конце утреннего богослужения будет лития — краткая панихида. Никуда не убегайте — это органичная и обязательная часть великопостных церковных молитв, а не просто «треба» по просьбе прихожан. Вот в воскресенье, к слову, никаких панихид не положено — но батюшки совершают их ради народа. А в будни Великого поста наша общая молитва за усопших — обязательна.

Что же, Великий пост вступает в свои права, не пропустите его! Тем же, кто не может из-за работы или болезни ходить в храм, желаем не унывать, а стараться созидать храм у себя в сердце, и служить там великопостные службы — со смирением, терпением, целомудрием и любовью.

Дата: 21 марта 2019