Назад

10 лет с Патриархом Кириллом

10 лет с Патриархом Кириллом

1 февраля 2019 года Русская Православная Церковь отметила 10-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Для участия в юбилейных торжествах в столицу России съехались предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, автономных и самоуправляемых Церквей, входящих в состав Московского Патриархата, главы митрополичьих округов, экзархатов, митрополий и епархий Русской Православной Церкви, а также множество духовенства и мирян.

В трудные для православного мира дни торжества по случаю 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Кирилла объединили всех, кто выступает за сохранение канонического строя Православной Церкви. Одним из участников памятных мероприятий стал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Сегодня, в день тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви, мы публикуем интервью с главой Татарстанской митрополии, опубликованное в двенадцатом номере журнала «Православный собеседник».

Ваше Высокопреосвященство! Вы были участником торжеств, посвященных 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Расскажите, пожалуйста, о том, что значит эта дата для Русской Православной Церкви.

— Это не просто дата, не просто мероприятие и даже не просто торжество. Без преувеличения можно сказать, что 10 лет, прошедшие после интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, — это знаковая веха не только в истории Русской Православной Церкви, но и в истории современной России.

Период патриаршества Святейшего Кирилла ознаменован очень смелыми шагами в различных сферах церковной жизни, а также в отношениях Церкви и общества. Патриарх Кирилл осуществил очень масштабную реорганизацию епархиальной жизни, инициировал появление новых административных единиц — таких как митрополии и митрополичьи округа. На заседании Священного Синода 28 декабря 2018 года были образованы Патриаршие экзархаты в Западной Европе и Юго-Восточной Азии, созданные не только для окормления соотечественников, уехавших за рубеж, но и для миссии среди представителей коренного населения.

Много было сомнений и споров относительно так называемого разукрупнения епархий, но сейчас даже скептикам стали очевидны преимущества этих преобразований. Такое деление помогло в большинстве случаев наладить слаженную работу непростого церковного механизма, особенно в крупных епархиях. Ведь одно дело, когда в ведении архиерея находится несколько десятков приходов, а расстояние до самого отдаленного из них не превышает сотни километров, но совсем другое дело, когда расстояние от центра епархии до ее границ исчисляется сотнями и даже тысячами километров. В этих случаях даже при наличии современных средств коммуникации трудно наладить эффективное управление. Тем более невозможно говорить о полноценном архипастырском окормлении паствы, что является важнейшей частью церковной жизни. В таких епархиях даже при ежедневном служении Литургии архиерею не хватит года, чтобы побывать на каждом приходе, а с учетом того, что епископ совершает богослужения, как правило, лишь в воскресные и праздничные дни, в таких епархиях верующие могли годами, а то и десятилетиями не видеть своего архипастыря.

— Что изменилось во взаимоотношениях Церкви и государства за последние годы?

— Активизировались законодательные процессы, касающиеся церковно-государственных отношений. Еще не так давно, в советские годы, было немыслимо, чтобы голос Церкви учитывался при разработке и принятии государственных законов.

Хотелось бы особенно отметить повсеместное внедрение Основ православной культуры в средних школах большинства регионов Российской Федерации, создание православных гимназий и детских садов, социально ориентированных медицинских учреждений, в которых есть храмы или часовни. Возрожден институт военного духовенства, и сегодня священнослужители-капелланы духовно окормляют наших воинов, в том числе в горячих точках. Это стало возможным благодаря Патриарху Кириллу, благодаря его инициативе и энергии. Сегодня в России не осталось, пожалуй, ни одной тюрьмы или колонии, где не было бы православного храма, часовни или хотя бы молитвенной комнаты.

Активно развивается социальное служение Церкви, значительно расширили свою деятельность православные братства и сестричества. В наше время множество православных добровольцев несут послушания в больницах и хосписах, облегчают страдания больных, помогают пожилым и беспомощным людям. Через эту помощь ближнему они свидетельствуют о вере, идут путем милосердного самарянина, который помог впавшему в разбойники (Лк. 10:30-37).

Канули в Лету времена, когда комсомольцы не пускали в храмы молодых людей и девушек — сегодня многие молодые люди объединяются в волонтерские движения, помогают обеспечивать порядок за богослужением, показывают пример молитвы, благочестия и служения Церкви. Все это также результат деятельности Святейшего Патриарха Кирилла.

— Празднование 10-летия Поместного Собора, к глубокому сожалению, совпало с нестроениями в семье православных Поместных Церквей...

— Действительно, в конце прошлого года Константинопольский Патриарх Варфоломей, нарушив канонические нормы, вторгся в пределы нашей Церкви и пошел на такое беспрецедентное деяние, как незаконное дарование автокефалии так называемой «Православной Церкви Украины». Для этого было организовано самочинное сборище, неканоничный псевдособор, который объединил в рамках новосозданной фальшивой «церкви» архиереев, уклонившихся в раскол, многие из которых даже не имеют каноничной хиротонии.

Это тяжелейшее испытание, выпавшее на долю Украинской Православной Церкви, стало результатом манипуляций тех политических сил, которые пришли к власти на Украине в 2014 году в результате государственного переворота. В этой ситуации Патриарх выступил не только как защитник канонических границ Русской Православной Церкви, но и как хранитель священных канонов, определяющих порядок жизни всех Поместных Православных Церквей. И мы видим, что в сложнейшей церковно-политической ситуации на Украине подавляющее большинство архиереев Украинской Православной Церкви сохранили верность Святейшему Патриарху и Русской Православной Церкви.

Свидетельством глубокого уважения к нашему Первосвятителю стало личное поздравление Президента России Владимира Владимировича Путина. В своем слове глава государства отметил подвижническую деятельность Патриарха и его выдающуюся роль в деле служения российскому народу:

«Как и его выдающиеся предшественники, Патриарх Кирилл высоко несет свою архипастырскую миссию. Следуя христианским заповедям, стремится помочь людям найти дорогу в храм, укрепить их в вере, поддержать словом и делом. Мудрость и честность, открытость и великодушие снискали ему уважение и доверие и в России, и далеко за ее пределами.

Его Святейшество и православные иерархи вместе с представителями других традиционных религий вносят весомый вклад в укрепление общественного согласия, содействуют решению ключевых, порой очень острых вопросов, которые волнуют и заботят людей.

Знаю, как много было сделано за последние годы для расширения социального служения Церкви, какую большую, неустанную работу в этой сфере ведут церковные организации, объединяя волонтеров, благотворителей — тех, кто стремится бескорыстно помогать другим людям. Этот труд бесценен...»

Эти слова Президента еще раз подтверждают гармоничные отношения, которые сложились сегодня в нашей стране между государством и Церковью, соработничество духовной и светской власти, направленное на благо народа.

— Вы давно знакомы со Святейшим Патриархом, встречались с ним за рубежом, много лет работали вместе с ним в Отделе внешних церковных связей. Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями об этих встречах и совместной работе.

— Впервые мы встретились с тогда еще архимандритом Кириллом в 1975 году. В то время он был ректором Ленинградской духовной академии, куда я приехал, собирая материалы для своей кандидатской диссертации. Во время той встречи мы долго беседовали с отцом-ректором, который несмотря на свою молодость сразу поразил меня своей эрудицией, глубокими познаниями и богатым жизненным опытом. И хотя мы с ним практически одногодки, во время этого разговора мне показалось, что я беседовал с человеком, который был гораздо старше и намного превосходил меня по уровню знаний.

Затем мы неоднократно встречались за границей — в Иерусалиме, Буэнос-Айресе и других точках земного шара. И всегда я поражался его энергичности, решительности и силе веры.

В Буэнос-Айресе, помнится, я вез архиепископа Кирилла в аэропорт после окончания работы исполкома Всемирного Совета Церквей. Он возвращался в Россию, будучи незадолго перед этим назначенным на Смоленскую кафедру, которая после десяти лет его работы на посту ректора Ленинградской духовной академии, могла восприниматься как некая ссылка. Владыка Кирилл был очень сосредоточен перед поездкой к новому месту своего служения, может быть, даже немного встревожен, но не показывал никакого уныния или тем более раздражения, а наоборот, очень твердо и с надеждой на Божию помощь рассуждал о своем будущем.

Потом были годы совместной работы в Отделе внешних церковных связей (1993-2000), где мне довелось быть заместителем будущего Патриарха, занимавшего в то время пост председателя этого отдела. У меня сохранились самые теплые воспоминания об этом периоде моей жизни.

Я был свидетелем того, как многое из того, что стало возможным во время служения Патриарха Алексия II, произошло благодаря трудам митрополита Кирилла. Нельзя не вспомнить о событиях октября 1993 года, когда мы вместе участвовали в очень сложных переговорах между сторонниками и противниками президента Ельцина. Важно отметить, что именно митрополит Кирилл был инициатором примирительного акта. Он провел очень непростые переговоры, убеждая Ельцина и его администрацию в важности ненасильственного разрешения конфликта. Затем ему же удалось убедить и Патриарха возглавить эти переговоры.

Особенно запомнился момент, когда мы узнали, что на мосту напротив Белого дома появились танки, которые готовятся к обстрелу Дома правительства. В этот момент митрополит Кирилл мгновенно отреагировал: «Я должен туда поехать. Это безумие, которое необходимо остановить!» Он рванулся туда, в самую гущу событий, рискуя погибнуть, но, к сожалению, не успел ничего сделать — обстрел уже начался. Этот момент очень хорошо иллюстрирует человеческие качества нашего Патриарха — он ничего не боится, никогда не останавливается перед опасностями и умеет быть не только генератором идей, но и нести ответственность за их реализацию.

Что еще важно отметить? Благодаря ему была создана практически вся нынешняя структура церковного управления — большинство нынешних синодальных отделов вышли из Отдела внешних церковных связей, где они получили путевку в жизнь.

Хорошо помню и нашу работу над «Социальной концепцией Русской Православной Церкви». Мы собирались, много обсуждали и спорили, привлекали к работе самых квалифицированных экспертов и богословов, и в итоге получился документ огромной важности, который и по сей день определяет многие направления жизни и деятельности Русской Православной Церкви.

Дата: 24 мая 2019