Назад

22 августа. Память преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской

22 августа. Память преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской

10-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 9 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.

Святителя Филарета, архиепископа Черниговского (1866). Мученика Антония АлександрийскогоПреподобного Псоя Египетского (IV). Мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).

Преподобномученицы Маргариты (Гунаронуло), игумении Мензелинской (1918).

Апостол Матфий

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина. С раннего детства он изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий, уверовав в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним. По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского. После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Малой Азии и Македонии. Смерть за Христа и венец мученика апостол воспринял около 63 года. В службе святой Матфий особо прославляется как восполнивший лик апостольский: «Матфие апостоле, лик божественный наполнил, из негоже Иуда испаде». Канон святому апостолу Матфию написал преподобный Феофан Начéртанный.

Преподобномученица Маргарита, игумения Мензелинская

Игумения Маргарита (в миру Мария Гунаронуло) до принятия иночества жила в Киеве. Восемнадцатого января 1917 года монахиню Маргариту назначили настоятельницей Мензелинского Ильинского женского монастыря, с возведением ее в сан игумении. Монастырь был одной из крупнейших женских обителей Уфимской епархии. Во время Гражданской войны Мензелинск неоднократно переходил из рук в руки, и игуменья Маргарита решила уйти с белыми. Она уже была на пристани, когда ей явился святитель Николай и произнес: «Зачем ты бежишь от своего венца?» Вскоре после этого, по воспоминаниям, красноармейцы «игумению Маргариту как якобы “контрреволюционерку” арестовали прямо во время службы, вывели на паперть соборного храма и, не дав ей приобщиться Святых Таин… расстреляли». Это случилось 22 августа 1918 года.

Священное Писание

2 Кор., 167 зач., I, 1-7

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.

7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

Мф., 88 зач., XXI, 43-46

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 1, 1-7; Мф. 21, 43-46

Архиереи и фарисеи уразумели, что Господь говорил притчи на их счет, раскрывал им глаза, чтоб увидели истину, что же сделали они по этому случаю? Придумывали, как бы убить Господа. Если бы предубеждение не кривило их здравомыслия, им следовало, если не поверить, как требовала очевидность указаний, то обсудить внимательно, не так ли и в самом деле, как объясняет Спаситель. Предубеждение столкнуло их на кривую дорогу, и они потом оказались богоубийцами. И всегда так, и ныне так. Немцы, а за ними и наши онемечившиеся умом, как скоро встретят в Евангелии чудо, тотчас кричат: «неправда, неправда; этого не было и не могло быть, надо это вычеркнуть». Не то же ли это что убить? Пересмотрите все книги этих умников, ни в одной не найдете указания причин, почему они так думают; ни один из них ничего не может сказать против того, чем доказывается истина евангельская, и ни один не позаботился вникнуть в доводы, какими люди здравомыслящие обличают их лживость: твердят все только свое, что быть не может и потому не верят Евангелию. И ничего с ними не поделаешь: они готовы идти против Самого Бога.

Истоки традиции символического изображения евангелистов

С конца II века для характеристики особенностей четырёх Евангелий используются символические образы четырёх небесных существ, известные по Книге пророка Иезекииля (Иез 1:1–28) и Апокалипсису (Откр. 4:6–8). Впервые эта символика появилась у священномученика Иринея Лионского. Показывая, что единство Евангелий не нарушается различиями между ними, он говорит о них как о едином Евангелии, данном в четырёх видах. Святитель сопоставляет Евангелие от Иоанна со львом, символизирующим «господство и царскую власть» Христа, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, потому что оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — с орлом, так как оно указывает «на дар Духа, носящегося над Церковью».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Способность различать Божие присутствие в своей жизни от других привходящих обстоятельств является в первую очередь результатом духовного опыта человека. Очень трудно требовать понимания воли Божией от тех, кто редко ходит в храм, кто не утруждает себя каждодневной молитвой, кто не углубляется в чтение Священного Писания, кто не задает себе критических вопросов, связанных с его жизненным путем, — потому что такой человек живет как бы в иной плоскости бытия… Но тем, кто открывает в молитве свое сердце Господу, кто вручает себя Божиему промышлению, кто причащается Святых Христовых Таин, кто исповедует грехи свои, кто стремится к духовному росту, — им, несомненно, проще увидеть руку Божию в своей жизни и с благодарностью принять Божественный жребий, как принял его Матфий, сопричисленный в лик Двенадцати апостолов.

Молитвословия

Тропарь апостола Матфия

глас 3

Апостоле святый Матфие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Матфия

глас 4

Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,// чудоносче Матфие апостоле.

Дата: 22 августа 2019