Назад

Крест Господень — это великая любовь вопреки страданиям

Крест Господень — это великая любовь вопреки страданиям

«Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва» (Эксопостиларий в среду и пяток, глас 2).

В эти дни мы чествуем обретение великого сокровища земли Израильской. Когда-то Израиль был опечален утратой Ковчега Завета, а ныне мы радуемся об обретении как бы Нового Ковчега уже Нового Завета. На скрижалях Ветхого Завета Господь писал заповеди Своим собственным перстом, а на Кресте Господнем закон любви написан Господней Кровью.

Крест — это итог земной жизни Спасителя. Многие считают, что это бесславный конец. Как можно чтить Царем и Богом Того, Кто не смог спастись от врагов, Кто был казнен так, как казнят презреннейших людей? И они были бы правы, если бы наша жизнь сводилась к захвату политической власти и установлению богоугодного порядка на подконтрольной территории, а именно этого и ждали от Христа иудеи. Однако Церковь дерзает утверждать, что Крест — это знамя победы. Но в чем же тут победа? Христос является и Богом и Человеком одновременно, потому и победа Креста двоякая.

Как Бог, Христос победил Своими долготерпением и любовью. Всемогущий Бог Творец мира стал Человеком, чтобы проповедовать путь ко Спасению, которого люди лишились из-за своих грехов. Он приносил людям великое утешение и словами об Истине, и исцелением от душевных и телесных недугов. Но люди проявили великую неблагодарность за то, что Господь не пожелал устанавливать Свою государственную власть, что было Ему ни к чему, ведь Он — Владыка всех миров. Господь подвергся оплеванию, заушению, пощечинам, жестокому избиению и, наконец, распятию. Он не отвечал злом на зло, и даже поддерживал жизни своих мучителей, ведь Он — Тот, Кто дает жизнь всем творениям. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Нет, решительно нет ни одного греха, которого бы, подобно огню, не истребляла сила любви».

Как Человек, Христос победил терпением и праведностью. Перенося все тяготы человеческой жизни, Он смиренно терпел и ни разу не согрешил. Однако Иисуса Христа нельзя назвать слабым человеком, который просто молча принимает удары. Так мы помним, что на допросе перед первосвященником, когда раб первосвященника ударил Господа, Господь на это не смолчал, а обличил зазнавшегося слугу: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:23). Своей безгрешной человеческой жизнью Иисус Христос победил грех. Никакие испытания не заставили Господа отказаться от исполнения воли Божией, хотя грядущие испытания ужасали Его до кровавого пота.

Страдания Господнего Креста — это не безрассудное самобичевание и не лукавая жертвенность, обвиняющая всех вокруг в своих страданиях. Крест Господень — это великая любовь вопреки страданиям. Мы все стремимся к комфортной и счастливой жизни, что само по себе не является предосудительным. Однако необходимо понимать, что путь к истинному счастью всегда лежит через страдания, потому что для счастья нужно менять свою душу, а это всегда воспринимается как насилие над собой. Как писал Феодор Достоевский: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием».

Страданий не нужно искать, они неизбежно встречаются на пути человека, идущего к свету. Их нужно уметь правильно принимать. Не отчаиваться, не опускать руки и не роптать, а надеяться на милость Божию и видеть Божий Промысл, ведущий ко спасению.

Запасемся же терпением и, взирая на Крест Господень, устремимся в путь по дороге, которую приготовил любящий нас Господь. Святое Причастие и чтение Евангелия будут нам лучшими подкрепляющими средствами на этом пути. В конце же достигнем истинной радости — любви к ближним и Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Дата: 30 сентября 2019