• Главная
  • Новости
      __/novosti/__
  • Церковные новости
      __/novosti/novosti-mitropolii-i-cerkvi/__
  • Митрополит Феофан: Способность человека творить и его свобода — одни из проявлений образа Божественного в людях
Назад

Митрополит Феофан: Способность человека творить и его свобода — одни из проявлений образа Божественного в людях

Митрополит Феофан: Способность человека творить и его свобода — одни из проявлений образа Божественного в людях

Приветственное слово митрополита Казанского и Татарстанского Феофана участникам XV Международной научно-практической конференции «Державинские чтения» «Социокультурные и нравственные традиции России как основа развития права и юридического образования XXI века»

Уважаемые высокие гости и участники XV Международной научно-практической конференции «Державинские чтения» «Социокультурные и нравственные традиции России как основа развития права и юридического образования XXI века»!

Прежде всего, хочется поблагодарить организаторов данной конференции за возможность выступить перед высоким собранием по такой чрезвычайно актуальной теме. Отрадно видеть, что нравственные традиции наших народов становятся в центре внимания не только в наших религиозных храмах, но к ним снова обращаются и в храмах науки.

Письменное наследие нашего земляка, Гавриила Романовича Державина, являет нам пример не только прекрасного стихотворного слога и благозвучной поэзии, но и образец жизни, служения Родине, любви к ней и своему делу. Много мыслей у него о правосудии, его источниках и задачах. Часто право и юриспруденцию пытаются противопоставить религиозности и богословию. Примеры жизни и творчества Гавриила Романовича это опровергают. Глубокая вера не мешала ему строить блестящую карьеру государственного служащего, а одним из лейтмотивов его од является мысль о том, что без веры и внутреннего нравственного стержня никакой закон не удержит человека от преступления:

Что б было с родом человеков,

Когда б Тебя не ведал он?

Когда бы совести не знали

Всех неумытного Судьи,

<…>

Давно б зверями люди стали.

(Ода «Истина»)

Божественное происхождение истины и правосудия отнюдь не принижает значения юриспруденции, законов, правовых систем и теорий их происхождения. Ровно наоборот, имея своим источником высшие идеи и ценности, которые не может обеспечить ни одно человеческое общество, ни один даже самый сильный и талантливый руководитель, правосудие получает свою силу, обретает поистине неотвратимый характер. Порой так складываются обстоятельства, что в земных условиях возмездие и наказание оказывается либо невозможными, либо долгое время откладываются. Здесь стоило бы разувериться в существовании всякого правосудия, однако, по мысли Державина, именно нравственные традиции не дают этого сделать:

О! верно так. А если б злые

И добрые все равну часть

Могли в награду принимать,

И всех земное б заключало

Их недро в равну, вечну тьму:

Ах! что бы, человек, мешало

Тогда злодейству твоему?

Грабь, разоряй, режь, ставь правдивость

В ничто, и совесть и стыдливость:

Ты можешь все, вся тварь твоя...

Нет, стой! Есть Бог, есть Вседержитель,

Живых и мертвых есть судья,

Есть наших тайных дел ценитель;

(Ода «Правосудие»)

Возможно, некоторые скептически настроенные умы сейчас подумают, «вот снова нам говорят лишь о небесном возмездии, снова всё пытаются объяснить Божией волей и Его промыслом, такие категории нельзя применять в праве и юриспруденции». Сам Гавриил Романович опровергает такие утверждения. Он смело говорит о том, что вера, истина и высшая правда, которым следуют многие поколения наших предков, являются неотъемлемой частью правосудия, без которой долго не устоит никакое государство, никакая правовая система:

Пускай предерзкий мрака сын

Кощунствует в своей гордыне,

Что правда — слабость в властелине,

Что руль правлений — ум один,

Что златом тверды царства, грады;

Но ах! сих правил тщетен блеск:

Имперьи рушатся без правды...

(Ода «Надежда на Бога»)

Безнравственный человек, который компрометирует себя дурными поступками, является слабой личностью. Им полностью владеет грех, он делает с ним все, что захочет. Окружение это чувствует и начинает им манипулировать, шантажировать. Такой человек не способен вершить истинное правосудие, судить по закону, творить дела правды. Следование Божественным заповедям охраняет человека от этого. Каждое его слово имеет существенный вес, каждое его дело наполнено смыслом. Видя в этом исполнение высшей правды человек обретает истинное счастье, о чем опять же говорит нам Державин:

Хвала всевышнему владыке!

Великость он явил свою:

Вельмож меня поставил в лике,

Да чудеса его пою.

Пришли, пришли те дни святые,

Да правый суд я покажу,

Колеблемы столпы земные

Законом божьим утвержу.

<…>

Но бог есть судия единый,

Владыка и правитель всех;

Он сих возводит на вершины,

А понижает долу тех.

(Ода «Радость о правосудии»)

Право и закон — это, безусловно, ценнейший дар, благодаря которому абсолютно разные люди оказываются способными объединяться в общества и строить государства. Законотворчество — это настоящее искусство, подчинение ему должно быть актом свободного волеизъявления людей. Согласно православному вероучению, способность человека творить и его свобода — это одни из проявлений образа Божественного в людях. Соответственно, право есть Божий дар. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2017 году, выступая на Рождественских парламентских встречах, отметил, что «ес­ли бы за­кон не обус­лавли­вал­ся нравс­твен­ностью, то мы жи­ли бы в страш­ной сис­те­ме меж­че­лове­чес­ких от­но­шений. За­кон приз­на­ёт­ся спра­вед­ли­вым или нес­пра­вед­ли­вым толь­ко тог­да, ког­да он отвечает нравс­твен­но­му чувс­тву лю­дей. И тот кри­зис, в том чис­ле законодательный, ко­торый по­ража­ет сей­час не­кото­рые стра­ны, от­ры­ва­ющие за­кон от нравс­твен­ности или пос­тавля­ющие нравс­твен­ность в за­виси­мость от за­кона, — ког­да граж­дан при­нуж­да­ют к тем или иным пос­тупкам в си­лу закона, при­нято­го воп­ре­ки нравс­твен­но­му чувс­тву, — это вы­зов все­му цивилизованному раз­ви­тию».

Дорогие друзья, наша страна уже получила опыт построения безрелигиозного общества. Насаждаемая людьми сверху идеология, имея под собой такую зыбкую основу в виде мнений отдельных личностей, как показало время, не может обеспечить прочной основы государства и общества. Поэтому социокультурные и нравственные традиции нашей страны и нашей республики должны стать настоящей основой  развития права и юридического образования в XXI веке. Это подтверждал Гавриил Романович и на рубеже XVIII и XIX вв.:

Да разумеет человек,

Что небо тем покров, отрада,

Кто в правде свой проводит век.

(Ода «Надежда на Бога»)

Слова великого земляка, как слова многих поэтов, часто становятся пророческими. Прислушаемся к ним, дабы не исполнились у нас его негативные пророчества. Всем участникам конференции желаю всесильной помощи Божией, плодотворной научной дискуссии и выверенных решений.

Храни вас Господь!

Дата: 18 октября 2019