Назад

О Таинстве Елеосвящения (Соборования)

Кто из нас, дорогие друзья, в этот благоденственный XXI век не думает о собственном здоровье?!

 «Самое главное – здоровье». Знакома ли вам эта почти что сакральная в устах обывателя фраза? Между тем она может быть осмыслена достаточно объемно. Есть здоровье телесное, а есть здоровье души – вещи бессмертной, как именует наш бессмертный дух мать — Церковь. И одно из семи Таинств Вселенской Православной Церкви, называемое Елеосвящение, или Соборование, есть, я бы сказал, медицинское Таинство, хотя, безусловно, и Исповедь, и Таинство Причащения всегда совершаются во исцеление души и тела. Однако Таинство Соборования, уходящее, как и все прочие, корнями в ткань евангельской истории, непосредственно соотносится с врачеванием душевных и телесных недугов.


Раскройте Новый Завет, и вы увидите, что Христос является подлинным Врачом Небесным и земным. Ходя по селениям и городам Палестины, Он врачевал всякий недуг и язву в людях. Бог есть Полнота, всё Собою наполняющая. И под Его руками и под воздействием Его духоносных слов параличные вставали с одра болезни, воскресали мертвые, сходила неизлечимая до тех пор проказа с тел больных, и они очищались силою Божественной благодати.

«Не отвращайся от врача, – говорит ветхозаветный мудрец Иисус, сын Сирахов, – ибо в иное время и в его руках бывает успех». И мы, конечно же, приветствуем традиционную медицину. Но Бог через мать — Церковь, через Таинства и непосредственно врачует. Он помогает избавиться людям кающимся и молящимся от раздражительности, а значит – и от перепадов давления. Господь Бог прощает старые обиды, и предъязвенное состояние уходит само собой. Если душа человеческая мирна и спокойна, то и тело мало — помалу обретает крепость.


Итак, мы сегодня беседуем о Таинстве Елеосвящения. Обыкновенно в нем участвуют семь священников – в знак семиобразной Божественной благодати, семи даров Духа Святого: духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия, – собравшись заблаговременно в храме и внеся имена в списки, которые батюшки будут оглашать, молясь вместе с вами о вашем исцелении. В небольших храмах допускается проведение таинства одним священнослужителем.

Мы становимся рядами так, чтобы священникам было удобно ходить вдоль этих рядов, помазуя каждого из прихожан, живущих благочестиво, заблаговременно исповедовавшихся, не находящихся в состоянии нераскаянного смертного греха.  Помазание происходит маслом и вином, освященными здесь же соборной молитвой устами священников во время Таинства Соборования.

Помазуются, как правило, такие места человеческого тела: чело – во освящение ума, избавление от навязчивых мыслей, различных маний, ложных представлений, суетной круговерти помыслов; ноздри – обоняние; уста – вкус; очи – зрение; грудь – крестовина – почему и не рекомендуется приходить на Таинство Соборования в водолазке или с жабо; ладони. Все органы чувств, душа и тело через Таинство Соборования с верою во Христа Спасителя и Исцелителя пронизываются несотворенной энергией Святого Духа.

Во время неспешного продолжительного Таинства, когда народ, вовлеченный в общее русло молитвы, поет и слышит: «Помилуй, Боже. Исцели ны, Боже. Помилуй нас, Святый», священники один за другим читают молитвы о том, чтобы Сам Господь Иисус Христос, невидимо свершающий это Таинство руками священнослужителей, по вере нашей прикоснулся Своим целительным перстом к душе и телу страждущих. Избавил от различных хворей душевных и телесных. Восставил в нас дух мира, бодрости, радости, крепости. Соделал наши тела инструментом созидающей воли Божией. Освятил наше сознание, умирил наши сердца.


Невозможно перечислить тех духовных благодеяний, которые как из рога изобилия льются в ответ сердцу христианина, если он еще и призывает во время Соборования святых, имена которых слышатся в молитве: святого великомученика и целителя Пантелеимона, Фотия и Аникиту, Косму и Домиана и прочих бессребреников-врачей, служивших от избытка любви к страждущим людям.

И всякий раз, когда завершается это Таинство, – а в его конце паства становится на колени, и священники, раскрыв Книгу Книг – Святое Евангелие, читают принявшим благодать Елеосвящения разрешительную молитву, – мы, принявшие Елеосвящение, чувствуем, что с нас как будто спал великий груз. Мы словно узники, освободившиеся от уз. Находясь в широте сердечной, чувствуем необыкновенное просветление в мыслях, а главное – глубокий мир, покой, радость, счастье. Царство Небесное внутри нас есть, когда, собранные под сводами храма, под знаком вечности, в единомыслии наших сердец устами воспеваем хвалу Врачевателю недугов Господу. Мы целуем Святое Евангелие, если соблюден чин Соборования, трижды совершаем поясной поклон пред священнослужителями, которые напоминают в данном случае апостолов – учеников Христовых. Действительно, в Новом Завете мы находим свидетельства о том, что ученики получили от Христа полномочия, благодатную власть и силу врачевать в людях всякую немощь и всякий недуг и что они помазывали страждущих маслом.


Тайны богоучрежденного Елеосвящения настолько радостны и благодатны, что моего устного рассказа недостаточно, чтобы их передать. И хотелось бы, чтобы все вы, дорогие друзья, пожелали бы этим Великим постом и успели бы в одном из монастырей или приходских храмов поучаствовать в этом светлом Таинстве. Но даю вам один совет: не приводите «с улицы» ваших шапочных знакомых, коллег, которые еще никогда не имели случая очистить совесть Таинством Исповеди. Соборование, как одно из светоносных Таинств, может послужить в осуждение человеку, находящемуся в блудной связи, или грешащему прелюбодейством, или до сих пор не осмыслившему, почему матерная брань несовместима со статусом культурного человека, говорящего на русском литературном языке.

Сколько раз в году рекомендуется собороваться? На этот счет есть разные традиции. Не ошибемся, если ответим: не реже одного раза в год чадо Церкви старается пройти это торжественное врачевание. Можно ли чаще? Почему бы нет. Все мы люди, все мы человеки. Когда у вас обнаруживается какая-то хворь, вы чувствуете ослабление жизненных сил, это уважительный повод к тому, чтобы вновь принять благодать Соборования. Помнится, в воспоминаниях благочестивых паломников об Оптиной пустыни конца XIX – начала XX века говорится, что Оптинские старцы благословляли и несколько раз в году участвовать в этом Таинстве.

Как бы то ни было, ждем вас, дорогие друзья, в благодатное время Великого поста. Весенняя Четыредесятница еще не истекла. Жаждущий приходит в Церковь Божию и берет воду Жизни даром. Христос Спаситель есть истинный Врач, Который пришел не к праведникам, а к грешникам, чающим покаяния, и в Господе нашем нуждаются не те, кто считает себя здоровыми, но болящие, то есть ощущающие тяжесть своих недугов – телесных или душевных.

Дата: 02 апреля 2021
Автор: Протоиерей Артемий Владимиров