Назад

Забытая церковь

ЕЛАБУЖСКИЙ ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ПЕСНОПЕВЦА

Забытая церковь

 

В XIX веке Елабуга была городом церквей.

И.В. Шишкин писал в «Истории города Елабуги»: «Если взглянуть на город с р. Камы, то... вы увидите на довольно большом возвышении набережную города, на которой стоят одна за другою и почти в равном друг от друга расстоянии четыре каменные церкви хорошей архитектуры и тянутся по одной линии с набережной и течением Камы...» [18, с. 1].

Построенные состоятельными купцами, эти храмы (три из них) до сих пор украшают старый город и придают его облику неповторимый вид, хотя эпоха, породившая их, давно и безвозвратно канула в Лету, а от благочестивых строителей не осталось и следа — даже могил нет.

Сегодня вряд ли кто из елабужан скажет, сколько было церквей в нашем городе до революции. Большую часть этих храмов, особенно малых, уничтожили в годы советской власти. Спасский собор, Никольская и Покровская церкви сохранились и хорошо известны горожанам — сегодня они являются действующими храмами. Многие по книгам и старым фотографиям знают о разрушенной Троицкой кладбищенской церкви и взорванном храме Казанско-Богородицкого женского монастыря.

В дополнение к ним местные экскурсоводы, историки и краеведы назовут домовые церкви детского приюта, епархиального училища, женской гимназии, тюремного замка и монастырской богадельни.

Но был ещё один храм, о котором сегодня не вспоминают и по большей части не знают ни горожане, ни специалисты. Это деревянная церковь оригинальной архитектуры, да ещё с небольшим кладбищем при ней, которую вместе с прилегающими захоронениями как-то тихо, без лишнего шума уничтожили в 1920-е годы. В отличие от кладбищенской Троицкой и монастырской Казанско-Богородицкой церквей, память о которых сохранилась у старших поколений горожан, никаких воспоминаний об этом деревянном храме у жителей Елабуги не осталось.

 

Загадка старых фотографий

 

Среди фотографий дореволюционной Елабуги из музейных фондов, архивов и частных коллекций, которые мне доводилось видеть и рассматривать в разное время, два снимка неизменно привлекали внимание, взгляд как-то невольно останавливался на них. Оба они были сделаны практически с одного и того же места, с той лишь разницей, что один из них был выполнен зимой, а другой — летом. Неизвестный автор, либо, скорее всего, два разных фотографа-любителя запечатлели на них небольшую деревянную церковь необычной для Елабуги архитектуры.

Но взгляд на этих снимках задерживался из-за того, что до конца, то есть до полной и бесспорной убеждённости не было ясно, изображена ли на них Елабуга, а если да, где в таком случае находилась эта церковь? Никаких ориентиров, по которым можно было бы определить местоположение храма и привязать его к нашему городу, на фотографиях не было.

 

Версия Н. М. Валеева

 

Зимний снимок загадочного храма стал достоянием публики в 1995 году в альбоме «Елабуга купеческая на старых фотографиях» [6, (с. 71)], составителем которого, автором вступительной статьи и кратких аннотаций был Н.М. Валеев, в то время проректор по научной работе Елабужского государственного педагогического института. Изображение церкви, о которой мы говорим, было воспроизведено в нём в таком качестве, что рассмотреть какие-либо детали здания при всем желании было затруднительно — большинство архитектурных подробностей храма и соседнего с ним сооружения были плохо пропечатанными. Снимок сопровождала аннотация: «Нищенская богадельня (1900-е гг.). Построена И.В. Шишкиным в 1840-е годы. Видна главка Пантелеевской церкви при богадельне, построенной в 1876 году» [6, (с. 70)].

Таким образом, Н.М. Валеев определил два рядом стоящие строения, разделённые типичной для старой Елабуги брандмауэрной стеной, как здания нищенской богадельни, подразумевая богадельню при Казанско-Богородицком женском монастыре — церковь на снимке он идентифицировал как Пантелеевскую, о которой было известно, что она располагалась в монастырской богадельне, и датировал её постройку 1876 годом. Кроме того, указал, что сама богадельня была построена И.В. Шишкиным ещё в 1840-е годы.

 

Альбом «Album»

 

Снимок, опубликованный Н.М. Валеевым, происходил из альбома, хранящегося в настоящее время в фондах Елабужского государственного музея-заповедника. На его лицевой крышке по диагонали расположена позолоченная надпись «Album». Под этим названием он и числится в фондах ЕГМЗ [5]. В альбоме хранятся тридцать две фотографии. Большинство из них — с дореволюционными видами Елабуги, меньшая часть — с видами елабужских окрестностей.

В 1990-е годы «Album» принадлежал Дому-музею И.И. Шишкина, который был тогда филиалом Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и не входил в состав созданного в 1989 году Елабужского музея-заповедника, поэтому в выходных данных издания 1995 года значилось, что в нём «использованы фотографии и открытки из коллекций Наиля Валеева и музея И.И. Шишкина» [6, (с. 90)]. В «Елабуге купеческой на старых фотографиях» были опубликованы тридцать три снимка, двенадцать из них происходили из «Album»’а. В том числе интересующая нас фотография, которая именно там и была подписана как «Нищенская богадельня» [5, л. 11].

 

Строил ли Иван Васильевич Шишкин нищенскую богадельню?

 

В «Истории города Елабуги» И.В. Шишкин посвятил отдельную главу описанию елабужских церквей и благотворительных учреждений. В ней он упомянул об «особом здании для богадельни», выстроенном «за оградой монастыря». Правда, речь там шла о комплексе построек, возведённых на деньги «гражданина благотворителя, Елабужского купца Ив. Ив. Стахеева», а не на средства И.В. Шишкина [18, с. 40].

Сам Иван Васильевич действительно многое делал для родного города и нередко за собственный счёт, но он никогда не был настолько состоятельным человеком, чтобы на свои деньги выстроить и содержать богадельню на несколько десятков человек. Кроме того, ни о каком строительстве богадельни, в котором бы он принимал участие, Шишкин не упоминал ни в «Истории города Елабуги», ни в оставшейся в рукописи «Жизни Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанной им самим в 1867 году» [8].

Что касается Пантелеевской, точнее говоря, Пантелеймоновской церкви, названной так в честь широко почитаемого в России великомученика и целителя Пантелеймона, то она на самом деле располагалась при монастырской богадельне, построенной, как писал другой Шишкин, «на средства Ивана Ивановича Стахеева от имени сына его Александра Ивановича Стахеева» [19, с. 202]. К сожалению, фотографий этой церкви не сохранилось, и мы не знаем, как она выглядела. Известно только, что она была не деревянной, а каменной. В изданном в 1912 году «Историко-географическом и статистическом описании» Вятской епархии об этом храме сообщается: «Пантелеевская церковь при богадельне, каменная, построена в 1876 г.» [1, с. 221]. Позже профессор И.В. Маслова, исследовавшая благотворительную деятельность купцов Стахеевых, установила, что Пантелеймоновская церковь была домовой, то есть не имела собственного здания, а располагалась внутри одного из корпусов монастырской богадельни [9, с. 240].

 

Реплика Н. И. Курылёвой

 

Более десяти лет после выхода в свет альбома «Елабуга купеческая на старых фотографиях» ни опубликованная в нём фотография, ни тем более нищенская богадельня никакого интереса у местных историков и краеведов не вызывали. Можно сказать, что вопрос был полностью исчерпан — вплоть до 2007 года, когда первым изданием вышла книга «Трёхсотлетнее древо рода Шишкиных».

В ней Н.И. Курылёва, научный сотрудник Дома-музея И.И. Шишкина, писала: «Иван Васильевич в разные годы проектировал и строил церковь на Троицком кладбище, Соборный дом, Нищенский приют...» [16, с. 25]. В подтверждение первых двух фактов она привела отрывки из «Жизни Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина». Утверждение же о строительстве Шишкиным нищенского приюта автор ничем не аргументировала.

Во втором издании Н.И. Курылёва существенно переработала текст книги и к вопросу об участии И.В. Шишкина в строительстве нищенской богадельни больше не возвращалась.

 

Версия К. В. Польских

 

В 2009 году была опубликована работа краеведа-любителя К.В. Польских «Жизнь и деятельность купеческой династии Стахеевых», в которой автор изложила собственную версию о том, что за храм был изображён на интересующих нас фотографиях. По её мнению, это была церковь на Святом Ключе, даче Стахеевых, располагавшейся на берегу Камы неподалёку от современного Нижнекамска. Она описала её так: «На Святом Ключе Иваном Григорьевичем была построена деревянная церковь с небольшой колокольней. В церкви было два отделения и алтарь. В первом отделении стояла касса у входа в церковь, и тут молился простой народ. Эти отделения, конечно, не были перегорожены друг от друга вплотную. Только во втором отделении с обоих боков к алтарю были места для Стахеевых. Причём наследники Василия Григорьевича занимали левую сторону, Ивана Григорьевича — правую сторону церкви. По обе стороны были постелены ковры и стояли стулья» [15, с. 61].

Вслед за этим описанием следовал рассказ о гибели храма: «В 1920 году церковь сгорела в канун открытия в ней клуба. Перед смертью жена А.С. Лазарева (садовника Стахеевых на Святом Ключе — А.К.) призналась своей дочери Нине Александровне Лазаревой, что это она сама подожгла церковь, т. к. не хотела осквернения храма антихристами» [15, с. 61].

Книгу К.В. Польских можно было бы и не поминать, если бы рассказанная в ней история церкви на даче Стахеевых не была проиллюстрирована фотографией из её семейного архива:  это был снимок того самого деревянного храма, который четырнадцатью годами ранее Н.М. Валеев атрибутировал как Пантелеевскую церковь при нищенской богадельне в Елабуге. Кроме того, в книге Польских была опубликована летняя фотография загадочного храма, которая нигде больше не встречалась — ни в изданиях Н.М. Валеева, ни в фондах Елабужского государственного музея-заповедника.

 

Неожиданное совпадение

 

Обе версии, что Н.М. Валеева о Пантелеевской церкви при нищенской богадельне, что К.В. Польских о стахеевской церкви на Святом Ключе, не были ни убедительными, ни бесспорными.

Однажды, перелистывая книгу протоиерея С.А. Лепихина «Елабуга на службе Богу, Царю и Отечеству», опубликованную в 2008 году, я вдруг заметил, что приведённое в ней описание одной из елабужских церквей, на которое раньше я не обращал внимания, совпадает в основных деталях с изображённым на фотографиях храмом: «Церковь была деревянной, на каменном фундаменте, с отдельной на столбах колокольней; колокольня была соединена со зданием церкви длинным коридором» [7, с. 96]. Это было описание елабужской Иосифовской церкви, сведения о которой были даны по «Клировым ведомостям за 1915 год» из Национального архива Республики Татарстан.

Приведём их полностью:

«Иосифовская церковь при доме призрения, деревянная, построена в 1872 году.

Построена на средства купца Дмитрия Ивановича Стахеева в память “избавления от угрожающей опасности Императора Александра II в 4 день Апреля 1866 г.” (т. е. в честь спасения государя от первого покушения, совершенного Дмитрием Каракозовым). Церковь была деревянной, на каменном фундаменте, с отдельной на столбах колокольней; колокольня была соединена со зданием церкви длинным коридором. В храме был один престол во имя Преподобного Иосифа Песнопевца.

Богослужения в храме совершал один священник. Священник получал 300 рублей в год от Елабужской Городской Управы. Кроме того, настоятель получал доход за вечное поминовение имён усопших, записанных в синодик церкви, а также с разных государственных и частных билетов процентами 175 рублей. При храме тщанием Елабужской Городской Управы был построен каменный дом для священника. Так же жертвователями Иосифовской церкви был построен деревянный дом с небольшими службами.

В приходе имелась церковно-приходская мужская школа, приют для сирот. В 1915 г. в школе обучались 32 мальчика. Приют и школа находились в каменном доме при храме и содержались за счёт Елабужской Городской Управы, которая ежегодно отпускала на их содержание 800 рублей серебром. В церкви имелась библиотека, содержащая 155 томов духовной литературы. При храме было 150 квадратных сажень земли, занятой церковным погостом. Старостой при храме с 1889 г. состоял елабужский мещанин Поликарп Каинский» [7, с. 96].

В опубликованном в этой же книге послужном списке священника Ильи Петровича Луппова, служившего, начиная с 1914 года, в Иосифовской церкви, сообщалось, что храм был закрыт в октябре 1920 года [7, с. 137].

Таким образом, совместив описание церкви из «Клировых ведомостей 1915 года» с двумя сохранившимися изображениями загадочного храма, мне почти удалось разрешить тайну старых фотографий. Почти, но не полностью. Совпадение словесного описания с изображениями все-таки не гарантировало от возможной ошибки. Ведь по самим снимкам при всем желании невозможно было сказать, что на этих фотографиях перед нами Елабуга. По существу, найденное решение было всего лишь гипотезой, ещё одной версией наряду с предположениями Н.М. Валеева и К.В. Польских.

 

Третья фотография

 

Найти окончательное решение исторической загадки и убедиться в том, что изображённая на старинных снимках церковь является елабужским храмом во имя Иосифа Песнопевца, помогла ещё одна фотография. В 2007 году в дар от частного лица из Санкт-Петербурга в Елабужский государственный музей-заповедник поступил альбом «Виды города Елабуги» [1]. Он включал в себя двенадцать фотографий дореволюционной Елабуги большого формата. Последним снимком была панорама города, занимавшая целый разворот [1, л. 13–14].

На левой части этой панорамы и удалось обнаружить Иосифовскую церковь. Здание располагалось не на переднем плане, и чтобы увидеть его, требовались определённые усилия — заметить церковь можно было либо случайно, либо, напротив, зная хотя бы приблизительно, где и что искать. Среди множества обычных елабужских домиков, запечатлённых на фотографии, здание небольшого храма, расположенного почти на окраине города, в глаза не бросалось. И, честно говоря, по исходному старинному снимку обнаружить его, скорее всего, вообще бы никогда не удалось.

Однако в 2010 году по заказу музея-заповедника была проведена цифровая реставрация ряда старинных фотографий. В том числе и снимков из альбома «Виды города Елабуги». И только на обработанной версии панорамы, где были усилены контраст и резкость, благодаря чему мелкие детали изображения стали намного более «читаемыми», мне удалось сначала рассмотреть, а затем и опознать Иосифовскую церковь. Таким образом, благодаря третьему снимку передо мной оказалось бесспорное доказательство того, что на загадочных фотографиях из фондов ЕГМЗ и архива К.В. Польских была изображена не какая-нибудь, а именно елабужская церковь.

На панорамном снимке из альбома «Виды города Елабуги» видна пожарная каланча, построенная в 1878 году, и отсутствует городская электростанция, построенная в 1902 году, следовательно, фотографию можно датировать этим четвертьвековым отрезком времени — она была сделана где-то между 1878 и 1902 годами. Хотя и с определённым усилием, но на исходном снимке можно рассмотреть купол Иосифовского храма и колокольню, особенно, если уже знаешь, что они там есть. А вот заметить церковь на фотографии после её цифровой обработки значительно легче. Отчётливо читаются купол храма, «отдельная на столбах колокольня» и то, что она «соединена со зданием церкви длинным коридором». Этого длинного коридора, соединяющего колокольню и храм, не было видно ни на зимней фотографии церкви, снятой практически в фас, ни на летнем снимке, сделанном под небольшим углом к лицевому фасаду.

 

Трудности местной топографии

 

После того как стало понятно, что на двух старых фотографиях изображена Иосифовская церковь при нищенской богадельне, оставалось с помощью третьего снимка выяснить если не точный адрес церкви, то хотя бы приблизительное место её расположения: в районе каких именно улиц она находилась до того, как была разрушена? На первый взгляд задача эта не представляла особого труда. Передо мной был отреставрированный снимок с большим разрешением, со множеством зафиксированных на нём и сохранившихся до сегодняшнего дня зданий. Так что требовалось всего лишь небольшое усилие, чтобы разобраться с топографической привязкой объекта к местности.

Однако со старыми фотографиями, даже если они сохранились в идеальном качестве или были отреставрированы, дело обстоит вовсе не так просто. Дальняя от интересующего нас объекта точка съёмки, неизбежные перспективные искажения не позволяли точно определить расположение продольных и, что важнее в данном случае, поперечных улиц. Хорошо читались только улица Набережная на переднем плане, да такие крупные объекты, как пожарная каланча и большие каменные храмы. А вот местоположение Иосифовской церкви при всех попытках определить его ускользало от взгляда.

Понятно было, что располагалась она к северо-западу от Хлебной площади (площади Ленина) в районе продольных улиц Алексеевской (Азина) или Московской. Но вот определить поперечную улицу, на которой стоял храм, не удавалось. После ряда попыток привязать положение храма к современной сетке елабужских улиц, я пришёл к выводу, что Иосифовская церковь, а вместе с ней и нищенская богадельня располагались на 47 квартале по Городищенской улице [14], между улицами Московской и Малмыжской (проспектом Нефтяников), примерно там, где во второй половине ХХ века находился городской роддом. Сейчас там стоит двухэтажное полуразрушенное здание — все, что осталось от бывшего роддома. Сразу за ним и за соседним пятиэтажным жилым домом проходит неглубокий овраг. Если присмотреться, то овраг этот виден и на дореволюционном панорамном снимке.

 

Храм преподобного Иосифа Песнопевца

 

Троицких, Спасских, Никольских, Покровских и даже Казанско-Богородицких храмов в России всегда существовало много. Особенно популярными были храмы во имя святителя и чудотворца Николая и во имя Покрова Божией Матери. Но вот храмов во имя преподобного Иосифа Песнопевца в православной империи не было. Во всяком случае, никаких сведений о существовании подобных храмов найти не удалось. Была небольшая Иосифовская часовня неподалёку от Уфы и две часовни в окрестностях Петербурга, построенные по тому же поводу, что и елабужский храм — в память «избавления от угрожающей опасности Императора Александра II в 4 день Апреля 1866 г.».

На Александра II покушались многократно и методично. В 1866 году было совершено первое покушение на жизнь императора. За ним последовали покушение 1867 года, два покушения 1879 года и взрыв 1880 года. И, наконец, в 1881 году народовольцам удалось убить царя-освободителя.

День, когда произошло чудесное спасение императора во время первого покушения на его жизнь, как раз и был днём памяти жившего в IX веке преподобного Иосифа Песнопевца, епископа Солунского, известного гимнографа, автора более чем двухсот христианских канонов. Поэтому церковь в Елабуге и была посвящена ему.

Таким образом, этот утраченный и полностью забытый горожанами храм на самом деле был весьма своеобразным и даже уникальным сооружением для провинциального уездного города: мало того, что это была единственная деревянная церковь в Елабуге в конце XIX – начале XX веков, но это был ещё и единственный храм во имя преподобного Иосифа Песнопевца на всю огромную Российскую империю.

 

Кто построил Иосифовскую церковь?

 

В 1902 году Н.И. Шишкин включил в книгу «История города Елабуги с древнейших времён» главку под названием «Иосифская церковь при богадельне и нищенском приюте». Содержание главки было немногим длиннее её заголовка: «Богадельня и нищенский приют устроены на средства Елабужского потомственного почётного гражданина коммерции советника Ивана Григорьевича Стахеева, при богадельне и приюте церковь во имя преподобного Иосифа заложена в 1872 году, освящена в 1873 году» [19, с. 201].

В 1907 году в «Вятских Епархиальных Ведомостях» был опубликован некролог Н.Г. Стахеева, в котором сообщалось: «Памятниками его благотворений в Елабуге навсегда останутся Иосифовская церковь с устроенною при ней, т. н., “нищенскою богадельнею” и школою грамоты и второклассная церковная школа» [12, с. 364].

И как мы помним, в «Клировых ведомостях за 1915 год» сообщалось, что «Иосифовская церковь при доме призрения, деревянная» была построена в 1872 году «на средства купца Дмитрия Ивановича Стахеева» [7, с. 96].

Таким образом, в трёх различных источниках были названы имена трёх претендентов на строительство Иосифовской церкви в Елабуге: Иван Григорьевич Стахеев (по Н.И. Шишкину), обозначенный только инициалами Н.Г. Стахеев (по некрологу в ВЕВ) и, наконец, Дмитрий Иванович Стахеев (по клировым ведомостям).

Кто из названных Стахеевых был строителем нищенской богадельни, кто — школы и сиротского приюта при ней, а кто — церкви, этого мы, к сожалению, не знаем. Доступные сведения слишком отрывочны и противоречивы, чтобы с абсолютной уверенностью утверждать одни имена и отрицать другие. Но, исходя из того, что все три источника, называющие разных Стахеевых, достоверны в достаточно большой степени, можно предположить, что все они в той или иной мере имели отношение либо к строительству, либо к обустройству и обеспечению деятельности этого благотворительного заведения и церкви при нем.

 

Загадка Н. Г. Стахеева

 

До революции Елабуга была городом Стахеевых. «Главная фамилия в городе — Стахеевы, — писал о них уже в советское время Евгений Пермяк. — И это не просто фамилия, а второе слово после слова Елабуга. Стахеевы здесь имеют ко всему отношение. Они сильнее губернатора. Они почти царствующий дом. Стахеевы могут сделать всё» [13, с. 237].

Действительно, клан Стахеевых в Елабуге был наиболее многочисленным и влиятельным. Как отмечала И.В. Маслова: «Во второй половине XIX столетия в Елабуге осуществляли торговлю сразу пятнадцать членов династии» [10, с. 139]. Самым знаменитым среди них, во всяком случае в родной для него Елабуге, был Иван Иванович Стахеев (1807–1885), «первогильдейский купец-миллионер», который «уже в середине XIX столетия развернул широкие торговые операции по всей России, наладил чайную торговлю с Китаем через Кяхту» [10, с. 138].

Однако к Иосифовской богадельне и деревянному храму при ней он отношения не имел. Иван Иванович был устроителем елабужской женской богадельни, располагавшейся по соседству с женским монастырём, также построенном при его непосредственном участии [10, с. 286–287].

Упомянутый Н.И. Шишкиным в «Истории города Елабуги с древнейших времён» Иван Григорьевич Стахеев (1837–1907) приходился родным племянником Ивану Ивановичу. Пожалуй, из всего Стахеевского рода он был наиболее предприимчивым и удачливым, и по размаху своей деятельности превосходил как старшего своего дядюшку Ивана Ивановича, так и другого, не менее знаменитого в Елабуге младшего дядюшку — миллионера Дмитрия Ивановича.

Иван Григорьевич и загадочный Н.Г. Стахеев, упомянутый в некрологе в «Вятских Епархиальных Ведомостях», на самом деле представляли собой одного человека. Недоразумение возникло либо из-за небрежности автора некролога, обозначившего Ивана Григорьевича инициалами «Н.Г.», либо по причине грубой опечатки, допущенной редакцией журнала.

В описании городского Троицкого кладбища, составленного в 1909 году, о захоронении Ивана Григорьевича Стахеева сообщалось: «Стахеев Иван Григорьев, коммерции советник, известный своею щедрой благотворительностью. Выстроил много храмов, жертвовал десятки тысяч на украшение храмов. Устроил богадельню для бедных и содержал её. Выстроил каменный дом для второкл[ассной] у[ездной] школы в г. Елабуге, стоящий более 20 тысяч. Скончался 10 марта 1907 г. на 72-м году жизни» [11, с. 185].

В некрологе, опубликованном в апрельском номере «Вятских Епархиальных Ведомостей» за 1907 год, было указано: «10 марта, в 6 час. утра, помер в Елабуге потомственный почётный гражданин, коммерции-советник Н.Г. Стахеев на 70 г. жизни». Очевидно, что речь шла об одном и том же человеке.

 

Церковь при тюремном замке

 

Однако на этом загадки Иосифовской церкви не заканчиваются. В 1986 году специалисты института «Спецпроектреставрация» в «Генплане комплексного использования памятников истории и культуры» Елабуги опубликовали три небольших архивных документа, касающихся строительства Иосифовской церкви.

Первым был рапорт уездного исправника от 2 августа 1866 года. В нем сообщалось: «Елабужское градское общество, по случаю чудесного избавления драгоценной жизни Его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича от руки злодея, отправивши благодарственное молебствование, постановило: в отношении этого дня, 4 Апреля, построить при Елабужском тюремном замке церковь во имя преподобного Иосифа песнописца на собственные свои пожертвования чрез открытие подписки... Ныне Елабужский Градской Голова Стахеев обратился ко мне за дозволением ему распорядиться приступить к началу предназначенной постройки, т. е. копке канав и закладке под церковь фундамента» [3, с. 43].

Затем следовал небольшой отрывок из «Резолюции Строительного отделения» от 25 августа 1866 года, в котором говорилось, что проект церкви «оказался составленным в небрежном виде, доказывающем со стороны составителя незнание строительного дела и правил черчения», поэтому проект этот следует «возвратить без утверждения в Вятскую Духовную Консисторию» [3, с. 43].

И, наконец, третьим документом было «Отношение попечительного о тюрьмах отделения» от 11 ноября 1870 года, в котором было написано: «В память великого события 4 апреля 1866 года и в видах религиозно-нравственного исправления заключённых, при Елабужском тюремном замке сооружалась Церковь во имя Св. Иосифа Песнописца. Строитель сего храма... Елабужский купец Дмитрий Стахеев словесно отозвался... что сооружаемый храм... постройкою совершенно окончен... а потому предлагает сделать зависящее со стороны Отделения распоряжение к освящению храма...» [3, с. 43].

Из названных документов следует, что в 1870 году Дмитрий Иванович Стахеев закончил строительство при тюремном замке церкви во имя Иосифа Песнопевца (Песнописца), инициированное им ещё в начале августа 1866 года. Из рапорта уездного исправника (где говорилось о «копке канав и закладке под церковь фундамента») и «Отношения попечительного о тюрьмах отделения» («сооружаемый храм») видно, что речь идёт о строительстве отдельного храма. Да и вряд ли обустройство домовой церкви заняло бы такой отрезок времени — четыре года.

Но вот беда: известно, что при елабужском тюремном замке существовала церковь с престолом во имя Александра Невского, и она была не отдельно стоящей, а домовой, расположенной внутри одного из тюремных корпусов. В справочнике «Вятская епархия», опубликованном в 1912 году, в разделе о елабужских городских церквях сообщалось: «Александро-Невская тюремная церковь, каменная, построена в 1880 г.» [2, с. 221]. Однако, в «Календаре Вятской губернии 1880», подготовленном к изданию в 1879 году, была напечатана небольшая статья «Церкви в городах Вятской губернии, с указанием времени их постройки», в которой указывалось, что среди церквей Елабуги имеется «Иосифовская при тюремном замке — в 1871 г.» [17, с. 36]. Никаких упоминаний о тюремном храме во имя Александра Невского в этом издании ещё не было. В «Календаре Вятской губернии 1882» в разделе «Духовенство городских церквей» по городу Елабуге сообщалось сразу о двух тюремных церквях: «Тюремной Иосифовской церкви», в которой служил «священник Павел Яковлевич Порфирьев», и «Тюремной Александровской церкви», в которой служил «священник Василий Гаврилович Свечников» [4, с. 187]. И, наконец, в «Календаре Вятской губернии 1883» отдельно говорилось об Иосифовской церкви — без какого-либо отношения её к тюрьме, и отдельно — о «тюремной церкви» [4, с. 238].

 

Некоторые итоги

 

На этом можно остановиться и подвести некоторые итоги.

В 1866 году, после того как император Александр II чудом остался жив после совершенного на него покушения, Дмитрий Иванович Стахеев предложил построить храм в память об этом событии при елабужской городской тюрьме. По всей видимости, в 1870 или 1871 году строительство церкви было завершено.

Позже в литературных источниках и документах справедливо указывалось, что Иосифовская церковь была построена в 1871 (1872, 1873) году и строителем её был Дмитрий Иванович Стахеев. Но при этом никто не вспоминал и не говорил, что первоначально эта церковь была храмом при тюремном замке.

В 1880 году в тюрьме была обустроена домовая церковь во имя Александра Невского. И в продолжение какого-то времени там одновременно существовали два храма.

В 1881 или в 1882 году Иосифовская церковь, по всей видимости, была разобрана и перенесена из тюремного замка в нищенскую богадельню, учреждённую и построенную на средства племянника Дмитрия Ивановича — Ивана Григорьевича Стахеева.

Сохранились две фотографии Иосифовской церкви — зимняя и летняя. Судя по подписи «Нищенская богадельня» под зимним снимком в «Album»’е и судя по окружению храма на фотографиях, в обоих случаях он был запечатлён уже как храм нищенской богадельни, а не как церковь тюремного замка.

Третья фотография, панорамный снимок из альбома «Виды города Елабуги», оказалась во всей этой истории ключевой. Она позволила окончательно убедиться, что на двух первых снимках был изображён елабужский храм во имя Иосифа Песнопевца при нищенской богадельне. С её же помощью удалось предположительно определить место, где находились богадельня и храм.

За рамками данного очерка остались история нищенской богадельни, о которой известно очень мало, история тюремного замка, о котором известно ещё меньше, а также не совсем ясная история двух тюремных церквей.

 

Список литературы

 

1. Виды города Елабуги. – ЕГМЗ КП № 7294. – 14 л.

2. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. – Вятка, 1912. – 665 с., VII с.

3. Город Елабуга. Генплан комплексного использования памятников истории и культуры. Историческая записка. Том II, книга III. – Москва, 1986. – Машинопись. – 148 с., 86 с.

4. Духовенство городских церквей // Календарь Вятской губернии 1882. – Вятка. Б. г. – Пагинация первая. С. 185–188.

5. Альбом («Album»). – ЕГМЗ КП № 6705. – 34 л.

6. Елабуга купеческая на старых фотографиях / Составление, вступительная статья, аннотации Наиля Валеева. – Казань, 1995. – Без пагинации. [90 с.]

7. Елабуга на службе Богу, Царю и Отечеству / Автор-составитель протоиерей Сергий Лепихин. – Елабуга: Елабужское Уездное Дворянское собрание, 2008. – 432 с.

8. Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году. – Елабуга, 2007. – 63 с.

9. Маслова И.В. Благотворительность купцов Стахеевых // Гасырлар авазы. Эхо веков. – 2008. – № 1. – С. 239–241.

10. Маслова И.В. Менталитет купечества уездных городов Вятской губернии XIX – начала XX в. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 352 с.

11. Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т. 1: Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. – 1032 с.

12. Памяти Н.Г. Стахеева // Вятские Епархиальные Ведомости. – 1907. – № 14. – с. 364–365.

13. Пермяк Е.А. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2. Горбатый медведь. –Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1978. – 608 с.

14. План города Елабуги Вятской губернии [1915 г.]. ГАКО Ф. 176. Оп. 1. Ед. хр. 3240.

15. Польских К.В. Жизнь и деятельность купеческой династии Стахеевых. – Елабуга, 2009. – 136 с.

16. Трёхсотлетнее древо рода Шишкиных / Автор-составитель Курылёва Н.И. – Елабуга, 2007. – 112 с.

17. Церкви в городах Вятской губернии, с указанием времени их постройки // Календарь Вятской губернии 1880. – Вятка. Б. г. – Пагинация первая. С. 33–36.

18. Шишкин И.В. История города Елабуги. – М., 1871. – 53 с.

19. Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времён. – Елабуга, 2007. – 208 с.

Дата: 25 марта 2024
Автор: Алексей Куклин
Источник: ЕГИА и ХМЗ, г. Елабуга