О возрождении молитвенной жизни в елабужском храме Василия Анкирского
В 1899 году Глафира Федоровна Стахеева, желая увековечить молитвенные воспоминания о своем почившем муже Василии Григорьевиче (†23 июня 1896 года), изъявила желание пожертвовать капитал в 200 тысяч рублей на устройство в Елабуге второго Епархиального женского училища с храмом во имя священномученика Василия, Пресвитера Анкирского.
Священномученик Василий жил в IV веке. Как защитник чистоты православия он подвергся жестоким истязаниям ариан при императорах Констанции и Юлиане. Все попытки сломить мужество исповедника успехом не увенчались. Среди ужаснейших мучений он спокойно предал дух свой Богу 28 июня 362 года. Память его празднуется 22 марта, то есть 4 апреля по новому стилю.
В газете «Вятские Епархиальные Ведомости» №8 от 16 апреля 1905 года напечатана статья, повествующая об окончании работ по возведению училищного храма в Елабуге и содержащая интереснейший материал о его внутреннем устройстве и множестве архитектурных особенностей, позволивших явить сей храм во всем своем великолепии. По своему стилю храм Стахеевского епархиального женского училища — классический образец византийского искусства с его обилием света и воздуха, с одноярусным иконостасом.
Огромная заслуга в том, что само училище и храм получились столь величественны и монументальны, принадлежит двум питомцам Академии Художеств: архитектору-художнику Артемию Ивановичу Горохову и классному художнику живописи Дмитрию Федоровичу Богословскому, приглашенным для ведения работ самой Глафирой Федоровной. Планы и чертежи были в свое время представлены Преосвященнейшему Никону, бывшему тогда Первосвятителем Вятки; с его одобрения и благословения производились работы.
Для храма был предназначен прямоугольный зал, захватывающий часть третьего и четвертого этажей училищного здания, располагаясь над первым и вторым этажами, в которых были отведены жилые помещения. Из этого затруднения А.И. Горохов вышел, передавши весь груз капитальным стенам училищного здания. Поэтому массивный мраморный иконостас, сохранившийся до сего времени во всей своей красе и великолепии, весом в 1800 пудов (29 тонн) стоит половиною своего груза в обрези восточной стены, другая половина груза передана на ту же стену посредством искусственных прикреплений, благодаря которым иконостас составляет одно неразрывное целое со стеною. Таким образом, иконостас увеличивает вес восточной стены. Эта архитектурная особенность была учтена еще при закладке фундамента, когда в районе восточной своей части он был уширен до одной сажени.
Так же устроены и клиросы. Достигая 175 пудов (почти 3 тонны) каждый, они сконструированы в виде монолитной балки на железном каркасе, заделанной одним концом в стену, и потому, не производя никакого давления на пол, они висят полным своим грузом на северной и южной стенах. Такая же архитектурная хитрость была найдена и при строительстве хоров, в результате которой весь вес хоров и молящихся на них (до 200 человек) передается не на пол, а на южную и северную стены. Архитектор А.И. Горохов сумел спроектировать храм таким образом, что весь груз пола передан посредством балок стенам училища. Все эти гениальные архитектурные находки привели к тому, что здание храма не оказывает никакого давления на нижние этажи.
Алтарь храма с одноярусным белым мраморным иконостасом, высотою в 5 аршин (3,6 метра); царские врата литые бронзовые золоченые высотою не более 2 ½ аршин. Гребень над иконостасом и три креста, заканчивающие иконостас, также литые бронзовые золоченые. С северной стороны в алтаре (со стороны коридора) пристроены две комнаты — одна для ризницы, другая с особым дымоотводом для кадила, умывальника. Между этими комнатами устроена дверь, позволяющая проходить во время богослужения священнослужителям и всем, кому необходимо находиться в алтаре. Сей факт свидетельствует о глубокой продуманности и огромном внимании, учитывающих каждую тонкость и мелочь, позволяющих во время службы сохранить благоговейную тишину и молитвенный настрой.
Блестяще была решена архитектором-художником задача визуального устранения плоского прямоугольного потолка и создания впечатления купола. С этой целью он устраивает пилястры. Утвержденные на капителях пилястр кронштейны, с чудными розетками, разбивают впечатление плоскости и создают иллюзию свода. Помещение храма кажется обширнее своих действительных размеров. Необходимость вызвать акустику искусственными мерами подвигла строителей использовать полые кронштейны, оштукатуренные с полукруглыми нишами в вертикальном направлении. С той же целью устроены все капители пилястр (разбивающих плоскости стен в вертикальном направлении). Они полые деревянные, верхние прикрышки их из тонкого дерева играют роль барабанной перепонки. Кронштейны и капители создают и усиливают в храме резонанс.
Заслуживает особого внимания и роспись храма. Краски, используемые в работе, разводились на жидком стекле. Ложась на поверхность стен, они оставляли стенные поры открытыми, и под краской поверхность стен свободно пропускала воздух, создавая естественную вентиляцию. Отличительной особенностью этих красок является их способность впитываться в стену таким образом, что с течением времени они не трескаются, не отстают от стены лоскутами, как это бывает с другими красками, не выцветают, не теряют своей свежести, их матовый тон не дает отсвета, что создает мягкое равномерное визуальное восприятие. Нежные мягкие тона красок создают иллюзию расширяющегося на наших глазах пространства.
В храмовом орнаменте преобладает изображение креста с расходящимися от него стилизованными цветами. По стенам и краям плафона средней части храма изображены шестикрылые Серафимы с благоговейно сосредоточенным взором. В алтаре над св. престолом — символическое изображение сошествие Святого Духа в виде голубя.
Первое, что бросалось в глаза при входе в храм епархиального училища — над белоснежным мраморным иконостасом изображение Покрова Богородицы. Небо слегка окрашено зарей. На легких облаках, окруженная сонмом ангелов, стоит Царица Небесная. Как знак особой любви и защиты рода человеческого — в ее руках омофор. Глядя на это изображение, понимаешь, что ежеминутно находишься под Ее Покровом и молитвенным щитом.
Внутреннюю роспись храма производил Д. Богословский по образцу Владимирского собора в Киеве (Построенный в 1882 году, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси, собор расписывала группа выдающихся художников: В.М. Васнецов, М.О. Врубель, М.В Нестеров. П.А. Сведомский). Д.Ф. Богословский реставрировал некоторые иконы во Владимирском соборе, где им и были сделаны первоначальные эскизы работ, украшающих епархиальный храм.
Справа от царских врат молящиеся видели традиционно-византийское изображение Спасителя, сидящего на царском троне с благословляющим жестом правой руки и раскрытым Евангелием в левой. Глаза его полны кротости, любви и скорби. Слева от царских врат — образ Пресвятой Богородицы — копия работы проф. В.М. Васнецова. Богоматерь сидит на невысоком византийском троне. В ее объятиях — Младенец Христос. Прекрасное лицо Ее полно нежности и печали.
В иконостасе епархиального храма были изображения Священномученика Василия, пресвитера Анкирского в священническом облачении с Евангелием в руках. Рядом с изображением Василия Анкирского находилась икона Свв. Мефодия и Кирилла — просветителей славян. На их лицах — отпечаток особой духовной красоты. Эта икона написана по нестеровским образцам.
Достойное место занимали в иконостасе изображения праведной Глафиры и великомученицы. Варвары — небесных покровителей Глафиры Федоровны и ее невестки, жены Г.В.Стахеева, попечительницы образцовой церковно-приходской школы при училище Варвары Павловны Стахеевой. В левой части иконостаса — изображение святого Николая Чудотворца — покровителя учащихся. В северных и южных вратах — Св. Архангелы Михаил с пламенеющим мечом и Гавриил. Живопись царских врат поражает изяществом отделки и представляет собой сцену Благовещения и изображения Св. Евангелистов. Над царскими вратами — образ Тайной вечери — копия Павла Сведомского. Икону поддерживают бронзовые золоченые Херувимы. В алтаре — запрестольный образ «Моление о Чаше», в котором сосредоточены скорбь и любовь, страдания и надежда.
7 мая 1905 года Его Преосвященством, Преосвященнейшим Филаретом, Епископом Вятским и Слободским, был торжественно освящен училищный храм во имя священномученика Василия, пресвитера Анкирского.
Строительство храма обошлось устроительнице училища в 50 тысяч рублей. Но и до самого его закрытия в 1918 году представители династии Стахеевых и другие ктиторы вносили на нужды храма и училища внушительные пожертвования. Постройка же всего великолепного училищного здания обошлась Глафире Федоровне в сумму, в два раза превышающую размер первоначального пожертвования, более чем в 400 тысяч рублей. Указом Св. Синода с декабря 1904 года Елабужское училище стало именоваться «Стахеевским Епархиальным женским училищем».
А теперь ко дню сегодняшнему… Когда же в стенах храма во имя священномученика Василия Анкирского вновь зазвучит молитва и согласно воле устроительницы будет совершаться поминовение раба Божия Василия и сродников его, так много потрудившихся во славу города Елабуги? У нас есть примеры, достойные подражания. В двух наших столицах, Санкт-Петербурге и Москве, сейчас открыты более десяти вузовских храмов (как и во многих престижных университетах Европы и Америки). При Московском Государственном Университете имени М. Ломоносова, совсем рядом с Красной площадью, действует храм во имя мученицы Татианы. Ректор университета, академик В.А. Садовничий, считает, что «Татьянин храм — пример высокой культуры внутри университетской жизни». Службы, которые регулярно проходят в этом храме, не оскорбляют религиозные чувства многочисленных не православных студентов, а являются возрождением исконной традиции образования, которая существовала в России и сейчас возвращается на свое место. Причем исторически Московский университет и храм мученицы Татианы не так кровно связаны: сам университет был основан в 1755 году, а церковь построена в 1836 году. А наше здание епархиального училища и храм Василия Анкирского изначально мыслились Глафирой Федоровной Стахеевой как одно целое.
Хочется верить, что руководство Елабужского государственного института проявит должное внимание и мудрость к решению данного вопроса. Справедливо хотя бы в дни особой памяти благодетелей, построивших здание нынешнего ЕИ (КПФУ), из стен которого за более чем 120-летний срок вышло столько выпускников, несущих знания людям, проводить в домовом храме молебны и панихиды. Те же ученые и студенты, приезжающие на Международные Стахеевские чтения, могли бы почтить память представителей Стахеевской династии здесь же, в храме Василия Анкирского. И исторически, и чисто по-человечески это было бы разумно и логично. И как когда то в декабре 1990 года на Ученом Совете Московского университета было решено возродить поруганный и оскверненный храм, так и Ученый Совет Елабужского института, надеемся, примет решение, достойное памяти Глафиры и Василия Стахеевых…
Статья написана по материалам книги доктора исторических наук, профессора Инги Владимировны Масловой «Стахеевское епархиальное женское училище». Ульяновск. «Печатный двор», 2018
Примечание: Автор статьи намеренно пыталась сохранить стилистико-грамматические особенности статьи, напечатанной в «Вятских епархиальных ведомостях» в апреле 1905 года
Дата: 27 марта 2024
Автор: Наталья Мельникова