Назад

«Да, то был дивный вальс»

Истек срок актуальности новости, но срок актуальности классической музыки и вальса не кончится никогда, ведь это — чистое искусство. Об этом и многом другом рассказывает журналист ЕГМЗ Людмила Пахомова...

Не все из нас любят и понимают сложную классическую музыку. Но это не относится к вальсам — сравнительно недолгим по продолжительности, но ярким и выразительным по музыкальному рисунку произведениям. 17 февраля в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея–заповедника преподаватели музыкальной школы № 1 Галина Заморева, Елена Сатонина и Татьяна Железнова предоставили зрителям замечательную возможность не только прослушать популярные вальсы и романсы разных лет и эпох, но также узнать много интересных, а порой неожиданных фактов об их авторах.

А начался вечер с истории возникновения вальса, родиной которого по словам ведущей Г. Заморевой считаются альпийские области Австрии и окрестности Вены. Именно здесь жители деревень издавна кружились в танцах под незамысловатые крестьянские напевы. Однако лишь к концу XVIII века простонародный танец стал популярным в высшем обществе. Поначалу он имел немало противников. Например, среди учителей танцев, которые в какой-то мере лишались своего заработка, ведь научиться вальсировать было гораздо проще, чем постигать сложные фигуры и позиции в менуэтах и гавотах.

Религиозные представители называли вальс вульгарным и греховным из-за тесной близости танцующих. Но ничто уже не могло остановить победного шествия вальса по Европе. Вот только одна цифра: сразу же после французской революции только в Париже существовало 700 бальных залов.

Первыми в каминном зале библиотеки прозвучали два вальса Александра Грибоедова. Автор знаменитой комедии «Горе от ума» оказался не менее талантливым сочинителем музыки. Торжественную медлительность первого вальса сменила нежная лирическая мелодия второго.

Большая часть произведений была исполнена на фортепиано дуэтом «Гармония» в составе Елены Сатониной и Татьяны Железновой. Их ансамблевое музицирование в четыре руки началось шесть лет тому назад. За эти годы они не раз становились лауреатами региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсов. В репертуаре дуэта свыше 50 произведений, в том числе вальсов, вдохновенную игру которых они продемонстрировали в тот вечер. Кроме того, Елена Сатонина выступала в качестве аккомпаниатора скрипачке Лилии Максимовой (сотруднице ЕГМЗ) и Галине Заморевой во время исполнения романсов «Я помню вальса звук прелестный», «Ночь светла», «Тёмно-вишнёвая шаль», «Динь-динь». Несколько романсов Г.Заморева и Е.Сатонина спели на два голоса, а завершился вечер песней «Случайный вальс», которую смогли подхватить все желающие.

Но вернёмся к вальсам, а также их знаменитым и менее известным авторам. Михаил Глинка получил домашнее музыкальное образование. А композитором стал благодаря своему страстному желанию, чтобы классическая русская музыка появилась, наконец, в Европе и в мире. Полгода он брал постоянные уроки у немецкого профессора Зигфрида Дена, постигая сложную науку сочинения музыки. Он написал две оперы: героическую «Иван Сусанин» и сказочную «Руслан и Людмила», но на вечере прозвучал «Вальс-фантазия», рождённый после потрясшей его встречи с Екатериной Керн. «В нём есть всё, — сказала ведущая, — и страсть любви, и боль разлуки, и понимание того, что всё проходит». Галину Замореву можно слушать бесконечно. Мягкие доверительные интонации её голоса, обогащённые оттенками восхищения, сострадания и юмора, побуждают слушателей не только к неослабному вниманию, но и к сопереживанию тем, о ком идёт речь.

Говоря о Петре Чайковском, самом исполняемом в мире композиторе, она подчеркнула, насколько решающей для его творческого гения оказалась бескорыстная поддержка женщины-мецената. Освобождённый от забот о хлебе насущном, он сумел создать блистательные оперы и балеты. Иллюстрацией к рассказу о П.Чайковском стал «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Этот великий композитор был первым выпускником первой русской консерватории. А вот его румынскому коллеге, сербу по происхождению Иону Ивановичу с 12 лет пришлось работать пастухом. В это время он и выучился великолепно играть на флейте. Кто бы мог тогда подумать, что это будущий дирижёр оркестра, автор сотен музыкальных произведений и среди них знаменитого вальса «Дунайские волны».

Едва ли кто хотя бы раз не слышал другого очень известного вальса «На сопках Манчжурии», автором которого был военный музыкант, дирижёр, композитор Илья Шатров. Но совершенно иначе начинаешь воспринимать его, узнав, что автор посвятил произведение своим товарищам, во множестве павшим в одном из сражений во время русско-японской войны. Поистине, это звучит реквиемом, в котором слышен и плач по погибшим и славословием героям, встретившем смерть в бою.

Рассказ ведущей настраивал на более глубокое понимание музыки. И вот уже в вальсе Арама Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад» кто-то явственно начинал слышать биение мятущегося сердца, обуреваемого раздумьями, сомнениями и всепоглощающей страстью ревности, а в вальсе Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» ощущать созвучие постоянно меняющейся мелодии чувствам созерцания, радости, восхищения, порождаемым видом воспетой многими поэтами и композиторами реки.

На вечере прозвучали также произведения Александра Глазунова, Антона Аренского, Сергея Прокофьева, Салиха Сайдашева, Дмитрия Кобалевского, других русских и зарубежных композиторов.

После окончания концерта зрители скандировали «спасибо», а заведующая библиотекой Венера Носырева вручила выступавшим благодарственные письма от имени генерального директора музея-заповедника Г.Р.Руденко.

Но завершился вечер чуть позже — старинным вальсом «Котильон» в исполнении участников православной молодёжной организации «Аксиос».

Дата: 10 июня 2017
Автор: Людмила Пахомова