Назад

Несколько вопросов о Рождественском посте

Каждый год мы готовимся к встрече Богомладенца Христа Рождественским постом — вроде бы все одинаково из года в год почти две тысячи лет. Но жизнь не стоит на месте — меняются история, внешние обстоятельства, мы сами растем духовно. И каждый раз, вступая в период воздержания духовного и физического, нам не грех напомнить себе о некоторых важных особенностях постного времени, еще раз пересмотреть образ нашей жизни.

На вопросы пресс-службы Свято-Вознесенского архиерейского подворья г. Наб. Челны ответили священнослужители Русской Православной Церкви.

В чем духовный смысл поста, с какой целью мы постимся?

Иеромонах Амвросий Горновский, г. Казань: Человек наделен от Бога величайшим даром свободы, но эта самая свобода является для нас самым большим камнем преткновения. В своей повседневной жизни мы чаще выбираем, да-да, именно выбираем, зло вместо добра, грех вместо добродетели, тьму вместо света. Каждый может обнаружить это в себе, если сравнить свою жизнь с Евангелием. Болезнь греха настолько глубоко проникла в нас, что мы уже и не замечаем ее, она стала нашим нормальным, привычным состоянием.

Выбраться из этого «болота» душа может только через упорный тяжелый труд. Вот почему Христос, призывая идти за Ним, наследовать Царство Небесное, предупреждает нас о том, что путь этот очень труден и скорбен. Больно и скорбно душе отрываться от всего этого земного праха, к которому она так прилепилась. В этой тяжелой ситуации Церковь и предлагает нам пост, как вспомогательное средство. Мы добровольно отказываемся от вкушения тяжелой животной пищи, чтобы тело не обременяло своей тяжестью духовных очей. Отказываемся от различных увеселительных мероприятий, развлекающих и рассеивающих наш духовный потенциал. Мы насильно помещаем себя как бы в «темницу», чтобы в этой темнице душа наша вновь научилась различать Свет истинный. Суть поста в том, чтобы хоть в малой мере оградить себя от всего того, что постоянно отвлекает нас от нашей главной цели, заставляя служить временному и тленному. Вот почему пост назван весной души. Это не бездумное соблюдение некоторого свода правил, но это возврат к полноценной, настоящей жизни.

Насколько строго обязан мирянин придерживаться устава поста. Ведь известно, что подобные предписания составлены монахами и для монахов?

Иеромонах Амвросий Горновский, г. Казань: Указания Типикона о посте следует принимать не как безусловные заповеди, а как «канон», то есть мерило или правило, которого следует по возможности придерживаться, потому что оно уже успешно проверено опытом многих святых. Он написан для монастырей, и начинающему христианину вовсе не следует пытаться сразу соблюсти все, что он предписывает. Более того, безрассудное упорство в данном случае может принести немалый вред.

Те указания, которые мы читаем в уставе, должны быть для нас вспомогательным средством. По ним мы можем судить, когда следует поститься строже, а когда разрешается дать послабление, но выбор самой меры всегда остается нашим личным решением. Здесь важно найти золотую середину, чтобы не уклониться ни в излишний аскетизм (который чаще всего приводит лишь к гордости), ни в пустое формальное отношение к посту.

Протоиерей Сергий Завьялов, г. Салават: В правилах поста указано, что самое главное не навредить себе, а многие немощные люди, пытаясь поститься по монастырскому уставу, просто не доживают до самого праздника Рождества Христова. Цель поста — возвысить дух через умерщвление плоти. А если плоть и так очень немощна, о каком строгом посте может быть речь? Кто по каким-либо причинам не может придерживаться строгого поста телесного, должен больше работать над собой духовно. Как говорили святые отцы: «Пусть лучше мясо едят, лишь бы друг друга не ели».

Диакон Сергий Учанейшвили, г. Санкт-Петербург: Каждый христианин должен согласно своего здоровья и сил брать на себя подвиг поста. Неразумные подвиги нередко приводят к плачевным последствиям, об этом не стоит забывать!

Нужно ли воздерживаться от супружеских отношений во время Рождественского поста?

Диакон Виталий Гарабов, г. Чистополь: В вопросе о супружеском воздержании не может быть единого рецепта, в силу того, что очень часто в наше время одна сторона в браке — верующая, а другая — нет. Если оба верующие, то бывает разная степень веры, воцерковлённости, разная степень готовности нести подвиги телесного лишения, разный темперамент. Решать этот вопрос каждая пара должна индивидуально, помня о двух приоритетах: во-первых, о сохранении мира в семье; во-вторых, о том, что всё должно решаться по взаимному согласию.

Среди верующих есть сторонники бескомпромиссного соблюдения церковных правил по всей их строгости, и они напоминают слова Евангелия: «Кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин», «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей...» (Лк 14, 26). На это следует ответить, что неправильно понимать эти слова так, будто они относятся ко всем христианам. Они относятся исключительно к лицам особого служения — апостольского.

Вспоминается момент из жития преподобного Макария Великого: ему в откровении было сказано, что две женщины, живущие в городе неподалеку от пустыни, где подвизался преподобный, превзошли его по духовному совершенству. Когда он нашёл их и спросил, они ответили, что не знают за собой никаких подвигов, только живут в мире и полном послушании у своих мужей.

Конечно, хорошо бы соблюсти пост в полном супружеском воздержании. Но если это не получится по той или иной причине, это прекрасный повод для покаянного настроения.

Протоиерей Сергий Завьялов, г. Салават: Вопрос супружеских отношений во время поста решается индивидуально с духовником, для всех одно лекарство прописывать нельзя.

Диакон Сергий Учанейшвили, г. Санкт-Петербург: Супружеская близость во время поста нежелательна не случайно: учёные обнаружили, что более 80% детей больных ДЦП были зачаты во время постов — не стоит игнорировать этот факт.

Предновогодний ажиотаж, Рождественский дух: вечеринки, подарки, распродажи, декорации… Как не поддаться на мирское предпраздничное настроение и сохранить пост не только в пище, но и в духе? Стоит ли плыть против общего течения?

Диакон Виталий Гарабов, г. Чистополь: Христианин как раз должен плыть против общего течения. Христианин должен быть в какой-то мере «не от мира сего». Это наша «соль».

Протоиерей Сергий Завьялов, г. Салават: Стоит ли плыть против общего течения? — На этот вопрос уже есть ответ в Священном Писании: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).

Диакон Сергий Учанейшвили, г. Санкт-Петербург: Самое главное — не осуждать тех, кто не придерживается нашего мировоззрения и, не соблюдая пост, веселится и встречает Новый год. Однако не стоит забывать, что поддаваться духу времени и игнорировать пост и его духовный настрой для нас христиан крайне неразумно и не спасительно! Будем же «просты как голуби, но мудры как змеи». Если общее течение стремительно несётся в бездну, стоит ли по нему плыть?

Что самое главное необходимо вынести из этого поста? Что обязательно нужно успеть сделать, каких духовных достижений добиться?

Диакон Виталий Гарабов, г. Чистополь: Как раз подобных целей не стоит ставить. Тут произойдёт одно из двух: либо, если покажется, что чего-то достиг, впадёшь в самомнение, либо (и это лучше) Господь не даст тебе ничего намеченного достигнуть, пошлёт такие «неудобные» обстоятельства как раз специально в пост, что ты ничего намеченного не сможешь сделать, чтобы научить смиреннее о себе думать.

Диакон Сергий Учанейшвили, г. Санкт-Петербург: Главное, что хотелось бы вынести из поста, — это ЛЮБОВЬ к ближним, не взирая на все трудности и искушения! Пожалуй, самое лучшее, что мы можем сделать во время поста — это достойно встретить рождающегося Господа в покаянии и причастившись Святых Христовых Таин.

Ваши пожелания нашим читателям: постящимся и непостящимся.

Протоиерей Сергий Завьялов, г. Салават: Желаю всем помощи Божией и относится к посту разумно!

Диакон Сергий Учанейшвили, г. Санкт-Петербург: Не постящимся и постящимся желаю одного и того же: любви и терпимости друг к другу, не осуждать и не злиться, и всем желаю спасения ваших душ! Всё может измениться в любой момент. Я с сожалением вспоминаю тех, кто раньше усердно постился, а сейчас… перестал. И наоборот, радуюсь за тех, кто раньше категорически был против постов, а сейчас изменил своё отношение и стал поститься и молиться, — ну разве это не чудо? Дорогие друзья! Давайте творить эти чудеса, ведь в предрождественские дни мы все, как дети, ждём чудес! 

 

Дата: 28 ноября 2018 Источник: Православное Закамье

Похожие новости