Назад

Священномученик Петр Гаврилов

29 июля Русская Православная Церковь чтит память священномученика Петра Гаврилова. Священномученик Петр Гаврилов начинал свое священническое служение в Агрызском районе. О нем рассказал историк, архимандрит Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых.

Священномученик Петр родился 18 июня 1879 года в деревне Уткино (Лыя-Шия) Зюринской волости Мамадышского уезда Казанской губернии. Родители его, Гавриил Матвеевич и Татьяна Тимофеевна, были крестьяне кряшены (тогда официально именуемые «старо-крещеными татарами»). Во всех деревнях прихода были свои престольные праздники с крестным ходом с хождением с молебнами по домам. В Уткине это был день обретения Казанской иконы Божией Матери, 21 июля. На полях в деревнях были также три столбовых часовни, перед которыми совершались молебны. В приходе, кроме кряшенского большинства, жили также марийцы и русские, и Петр, кроме родного, с детства слышал и эти языки. Кряшенские дети прихода к началу ХХ века были грамотны, так как имели возможность обучаться на родном языке.

Получив начальное образование, Петр поступил в Центральную крещено-татарскую школу в Казани, готовящую учителей сельских нерусских начальных училищ. Кроме кряшен, в ней учились чувашские, марийские, удмуртские и мордовские дети из православных семей. Из-за отличной постановки обучения в школе в нее также, бывало, просились учиться и мальчики из татарских мусульманских семей. Руководил школой первый священник из кряшен Василий Тимофеев, которого очень любили и почитали как своего великого просветителя. Основателем школы был директор Казанской учительской семинарии Николай Ильминский, основоположник обучения на родном языке не только для кряшен, но и для чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы. Николай Иванович был человек необыкновенной нравственной чистоты, о нем выдающийся государственный деятель К. Победоносцев писал: «другой такой ясной и чистой души не приходилось мне встречать в жизни… Мусульманский мир знал он в совершенстве и близко знаком был с его литературою, древнею и новейшею: знали его мусульмане, и многие охотно сходились с ним и с его сотрудниками в беседах о своей вере».

По окончании школы

По окончании в 1896 году школы Петр выдержал экзамен на звание учителя, и с 1 сентября 1897 года по 1 мая 1898 года преподавал в братской школе в селе Владимировка Мамадышского уезда, где священником и законоучителем был его брат Симеон. В 1898 году Петр закончил курсы церковного пения на Епархиальных педагогических курсах, устрояемых для учителей церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии. С 1 мая 1898 года по 28 августа 1903 года Петр Гаврилович служил учителем в церковно-приходской школе деревни Ташлияр прихода Троицкой церкви села Абди Мамадышского уезда (ныне в Тюлячинском районе), и за добросовестные труды трижды получал благодарность Казанского епархиального училищного совета. В Абдинской церкви он в праздничные дни исполнял должность псаломщика – пел и читал в храме, и руководил организованным им детским хором. Во время каникул Петр возвращался на родину исполнять должность псаломщика в своей церкви в селе Юкачи, где стал служить его брат.

В 1903 году Петр Гаврилович поступил на двухгодичные курсы при Казанской духовной академии, которые давали после окончания возможность рукоположения в священники молодежи из народов Поволжья без получения семинарского образования. По окончании татарского отдела курсов в 1905 году он был 6 августа определен, а 28 августа рукоположен епископом Сарапульским Михеем (Алексеевым) в священники к Петропавловской церкви села Кырынды Елабужского уезда Вятской губернии (ныне село Крынды Аргызского района) и в начале сентября начал свое священнослужение в кряшенском приходе. На его попечении были также церковно-приходская школа села и земское училище в соседней удмуртской деревне Варзи-Пельга. Отец Петр считал необходимым проповедовать и учить на родных языках своих прихожан, это же касалось и школьных хоров.

Любовь к Богу и людям

5 мая 1909 года священник был переведен в Троицкую церковь в село Челны (ныне Татарские Челны Менделеевского района), где служил до сентября 1918 года. Приход состоял наполовину из кряшенских, наполовину из русских крестьян, рядом были марийские селения. Один писатель с высшим духовным образованием, посетив приход отца Петра, заметил о жителях одной из кряшенских деревень, что они «удивительный народ по своей религиозности» и отличаются «любовью ко всему церковному, старинным укладом жизни, своей простой, детской верой и какою-то вековой свежестью духа». Отец Петр считал, что если во всех приходах кряшены будут слушать богослужение и проповедь на своем родном языке и если во всех деревнях будут школы по системе Hиколая Ильминского, то через несколько десятков лет они превзойдут русских в отношении сознательного усвоения веры и понимания богослужения.

В своей пастырской и просветительской деятельности отец Петр исходил из того, что ее основание – святая любовь к Богу и людям. Пастырь должен всецело жить для людей, любить их до полного самопожертвования. За свою самоотверженную благочестивую жизнь священник был любим не только прихожанами, но пользовался и большим авторитетом среди мулл, с которыми беседовал на религиозные темы, причем его глубокие познания Корана и умение показать в свете Евангелия его учение заставляли глубже задуматься над вопросами веры.

Жертвы «красного террора»

С началом Гражданской войны Елабужский уезд превратился в плацдармы сражений, несколько раз он переходил то к «белым», то к «красным», и среди местного духовенства оказалось много жертв «красного террора». В середине сентября 1918 года под давлением Красной армии белые покинули Елабугу, получив приказ уходить на Уфу. И отец Петр вместе с беженцами, среди которых было много священников из уезда, покинул Челны.

В июле 1919 года он был принят в Томскую епархию и назначен в Михаило-Архангельский храм села Тальменское Алтайской губернии. Весной 1922 года он был избран благочинным, а 2 июля умерла супруга священника, Акилина Филипповна, и он стал воспитывать семерых детей. В 1928 году отец Петр был назначен настоятелем Богородице-Одигитриевской церкви в Барнауле и вскоре за безупречное и ревностное служение возведен в сан протоиерея.

2 февраля 1929 года ОГПУ арестовало священника, заключив в тюрьму в Барнауле. 5 апреля Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Петра к трем годам ссылки. Вернувшись через четыре года из ссылки в Нарымском крае, он стал служить в Сретенском храме города Бийска, и 1 ноября 1936 года снова был арестован. Допросы продолжались в течение нескольких месяцев. Добиваясь от священника признания вины, следователь устроил ему очные ставки с теми, кто оговорил его и других, но мужественный пастырь категорически отверг их лжесвидетельства. 3 июля 1937 года Сталин подписал указ о начале проведения в стране масштабных репрессий, причем теперь можно было выносить приговоры, включая расстрел, без судебного рассмотрения, административным решением троек НКВД. 25 июля 1937 года тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила протоиерея Петра Гаврилова вместе с архиепископом Барнаульским Иаковом (Маскаевым), священником Иоанном Можириным и иноком Феодором (Никитиным) к расстрелу. Они были расстреляны 29 июля 1937 года и погребены в безвестной общей могиле.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 году прославил их в лике святых.

Дата: 09 августа 2019