Назад

Старинный некрополь Елабуги

После того, как в Елабужском Казанско-Богородицком монастыре на месте взорванного храма была построена новая церковь, а в Казани возрождён храм, стоявший когда-то на месте чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери, уже не кажется чем-то невозможным и восстановление разрушенной церкви на Троицком кладбище Елабуги. Это стало ещё более насущным в связи с тем, что здесь покоятся канонизированные в октябре 2018 года в лике новомучеников и исповедников российских о. Павел Дернов и трое его сыновей — Борис, Григорий и Симеон.


27 февраля 2019 года в день их мученической кончины в Спасском сборе прошло торжественное прославление елабужских святых. Сразу же после этого митрополит Казанский и Татарстанский Феофан отслужил молебен на Троицком кладбище у могилы новомучеников. Именно тогда он и сказал, что Троицкий храм должен быть восстановлен. Настоятелем Троицкого прихода митрополит назначил не так давно священника Казанско-Богородицкого монастыря о. Илию (Кривова).

Этот приход существует в Елабуге с начала 2000-х годов, но по разным причинам ни построить храма, ни возвести часовни не удалось и богослужения настоятелем прихода о. Геннадием (Колесниковым) проводились в Танайке и Никольской церкви. В настоящее время он назначен настоятелем прихода во имя Николая Чудотворца. В прошлом году сотрудники Елабужского государственного музея-заповедника оказали о. Илие большую помощь в создании монастырского музея. Поэтому не случайно, получив новое назначение, он вновь обратился за поддержкой в ЕГМЗ.

Прошедший на минувшей неделе в Библиотеке Серебряного века круглый стол на тему «Благоустройство Троицкого кладбища и возможность реконструкции утраченного храма» показал, насколько тесно на этой территории переплетаются интересы церкви и музея-заповедника, как организации, призванной сохранять историко-культурное наследие.

В своём выступлении на круглом столе о. Илия сказал, что одной из главных целей, которые митрополит Казанский и Татарстанский Феофан поставил перед ним, как настоятелем Троицкого прихода, является возрождение утраченного храма. Но это, по его словам, «очень глобальная и конечная цель, а начинать хотелось бы с малого — с часовни. Ведь только тогда, когда появится молитва, станет духовно оживать и это место». А ещё о. Илия высказался о том, что хорошо бы установить часовню в этом году, когда отмечается 150-летие со дня рождения священномученика Павла Дернова, и освятить её в честь его имени.

Но уже после следующего выступления, которое было сделано старшим научным сотрудником отдела мониторинга объектов культурного наследия ЕГМЗ Альбиной Кривилёвой, стало ясно, что сделать это будет не так-то просто. «Объект, о котором мы сегодня будем говорить, — сообщила она, носит название “Ансамбль Троицкого кладбища с могилами семей Шишкиных, Невоструевых, Стахеевых, Н.А. Дуровой”. Он является объектом культурного наследия муниципального значения и находится на государственной охране.

В настоящее время ансамбль Троицкого кладбища — это самый старый некрополь нашего города. Ввиду его нахождения в границах исторического поселения Елабуги в охранной зоне Елабужского государственного музея-заповедника на основании ст.5.1 Федерального закона № 73 на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия. На основании ст. 47 того же закона возможно воссоздание утраченного объекта культурного наследия, которое осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания».

В ходе обсуждения выступления А. Кривилёвой выяснилось, что в настоящее время не существует ни предмета, ни зоны охраны ансамбля Троицкого кладбища. А пока они не будут определены, любая деятельность на территории объекта культурного наследия запрещена.

Краевед-исследователь Вера Дулуб подготовила на заседание круглого стола обстоятельный доклад на тему «Городское кладбище и Троицкая кладбищенская церковь в документах и материалах».

Со ссылкой на публикации в журнале «Заволжский муравей» она сообщила. Что, судя по первому упоминанию о Троицком кладбище, оно существовало уже в 1764 году. Подробно рассказала В. Дулуб о предыстории строительства каменной Троицкой церкви, которая была возведена взамен изветшавшей деревянной, перенесённой на кладбище в уже упомянутом 1764 году из упразднённого елабужского мужского Троицкого монастыря. Достаточно большое количество фактов она почерпнула из книги «Жизнь Елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 году». В ней он рассказывает о своей службе в Елабуге в должности бургомистра, когда ему в числе других дел приходилось хлопотать о постройке кладбищенской церкви. В этой же книге он упоминает, что для проживания священников и причта Троицкого храма почётным гражданином купцом Черновым был выстроен двухэтажный каменный дом со всеми принадлежностями. По предположению В. Дулуб, это дом, расположенный на одной линии с первоначальным зданием ДХШ № 1, находится в настоящее время на территории дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Среди значимых, на её взгляд, источников для исследователей Елабуги она назвала книгу С. Попадюка «Неизвестная провинция» (2014) и А. Зорина «Города и посады дореволюционного Поволжья» (2001), а также машинописный сборник «Наш край» за 1925–1929 годы под редакцией Сергея Ефремова, где есть подробное описание Троицкого кладбища. По сведениям, приведённым в этом сборнике, в 1926–27 годах на территории кладбища находилось 2624 надгробия. Из них — 1606 каменных, 11 — мраморных плит и 51 мраморный памятник. Кроме того, имелось несколько склепов: Чернова, Гвоздикова, Гирбасова и Стахеева.

В докладе научного сотрудника Музея-усадьбы Н.А. Дуровой Светланы Митрофановой были приведены сведения о том, что самым распространённым материалом для изготовления надгробных плит в наших местах был в старину опочный камень, который называли ещё «влаголюбивым известняком». В каменоломнях его обтёсывали топором, распиливали и доставляли в город в виде блоков. Опочный камень в здешних местах добывали в ныне несуществующей деревне Старая Ключёвка, которая находилась недалеко от Елабуги.

Рассказала С. Митрофанова и о карандашном рисунке художника Карла Гуна «Кладбище в Елабуге», выполненном в 1862 году. На нём изображены несколько необычных надгробий: большая гробница с деревянной крышей, напоминающая домик, и две — меньших размеров, наподобие могильных холмов. Первый тип памятника представляет собой в сущности часовню, то есть небольшой квадратный или прямоугольный сруб, покрытый двухскатной крышей, тесовый конёк которой увенчивался иногда луковичной главкой и крестом. Именно такая гробница на Троицком кладбище изображена на рисунке Гуна, хотя «сруб» её выполнен из кирпича, а не из дерева. Устанавливая такие гробницы, родственники усопших сохраняли могилы от осквернения животными, а также от зарастания травой и кустарниками. Два других надгробия на рисунке — это так называемые «срубцы». По размерам они были меньше «гробниц» и имели вид прямоугольных ящиков, сколоченных из тёса или брусьев, над двухскатной крышей у них устанавливался крест.

О захоронениях на Троицком кладбище семьи Шишкиных рассказала старший научный сотрудник Дома-музея И.И. Шишкина Надежда Курылёва. Так, она привела описание надгробия отца художника И.В. Шишкина, которое оставил известный краевед В.К. Магницкий. «Погребён Ив. Вас. Шишкин, — писал он в одной из статей, — на елабужском городском кладбище. Могильный памятник ему состоит из трёх плит, наложенных ступенями, и обтёсанного камня в виде конуса, на котором водружён железный крест. На камне имеется следующая надпись “Елабужский гражданин Иван Васильевич Шишкин”. По сторонам верхней плиты имеются следующие надписи: на южной стороне: “Родился в 1792 г., скончался 1872 г., ноября 1 дня”; на восточной: “Он своими посильными трудами замечательным по самоучёности и просвещением был известен в окружающей его среде с лучшей стороны”. На северной: “Борьба с нуждой сопутствовала в продолжении всей его жизни, но твёрдость духа всегда была ему присуща”. На западной: “Мир праху твоему, труженик непоколебимый. Господи упокой его душу в селениях праведных”. Близ могилы Ивана Васильевича находятся могилы его родственников».

Верхняя часть памятника в виде конуса с именем И.В. Шишкина долгое время находилась во дворе Дома-музея И.И. Шишкина. В 2010 году её перенесли на Троицкое кладбище и установили в виде кенотафа около западной ограды. Сама же могила находится ещё дальше, на территории детского сада, её в 1960-е года указала Ольга Павловна Гвоздева — правнучка И.В. Шишкина по линии дочери Анны.

Среди тех, кто был похоронен на Троицком кладбище, известно имя врача Ф.Г. Стельмаховича. Восемнадцать лет он заведовал в Елабуге психиатрическим отделением Вятской губернской земской больницы. Рассказ о его жизни и деятельности участники круглого стола услышали от научного сотрудника Музея уездной медицины им. В.М. Бехтерева Анастасии Агишиной.

Следующим выступающим был заведующий Библиотекой Серебряного века Андрей Иванов. Он сообщил о том, как находили и собирали в разных местах Елабуги надгробия с Троицкого кладбища. Как благодаря дореволюционному проекту «Русский провинциальный некрополь» дошла до наших часть имён елабужан, похороненных на Троицком кладбище. Показал он также фотографию 1957 года, на которой, возможно, запечатлён момент засыпки землёй руин Троицкой церкви.

С ещё более ранними фотографиями Троицкой церкви и кладбища, сделанными в начале ХХ века, участников круглого стола познакомила заведующая Музеем истории города Екатерина Кашапова. Это снимки служащего елабужского телеграфа Фёдора Лебедева, чьи альбомы, найденные в деревне Казыли, были приобретены Елабужским государственным музеем-заповедником в прошлом году.

Выслушав и обсудив доклады и выступления, участники круглого стола наметили то, что необходимо будет сделать в ближайшее время. В частности, - подготовить нормативные документы объекта культурного наследия «Ансамбль Троицкого кладбища», продолжить поиск касающихся его чертежей и исторических материалов; изучить возможность установки часовни и обратиться к елабужанам с просьбой поделиться информацией и фотографиями, связанными с Троицкой церковью и кладбищем
.

Дата: 04 марта 2020
Автор: Людмила Пахомова
Источник: Сайт ЕГМЗ